Дизайнеры? Их есть у нас!

2022-08-17

Автор: Виктор Панков, член Союза дизайнеров России

Каждый раз, когда в городе появляется что-то, что, вопреки ожиданиям, не слишком нравится жителям, неизбежно закипают страсти в соцсетях. И так же неизбежно кто-нибудь да вбросит в топку споров: «А где были ваши дизайнеры?» Вопрос не просто пустой, он некорректный и, скажем проще, провокационный.



Серьезная профессия

Дизайн – это по-настоящему серьезная и очень синтетическая профессия, учиться которой (даже после вуза) приходится постоянно. Ведь нигде «правила игры» не меняются так часто, как в дизайне. Тренды, материалы, технологии, сезонные запросы общества – все это не стоит на месте, и дизайнер обязан это учитывать. Он не мониторит, что, где и кем сделано плохо, это не его миссия. И не придумывает, чем бы ему заняться, а напряженно работает над полученным заказом. Поэтому так интересно увидеть работы совсем еще молодых дизайнеров, которые вот-вот выйдут в самостоятельную дизайнерскую жизнь с ее набором постоянных проблем и редких радостей. Уже в период учебы и особенно во время преддипломного марафона можно понять, останется ли молодой дизайнер в выбранной профессии или, выдохшись однажды, найдет себе другое занятие.
В этом году мне как-то непривычно легко отвечать на вопрос, где наши (или «ваши») дизайнеры. Нескольких дней в конце июня довелось понаблюдать за защитами дипломных проектов, работая в составе государственной аттестационной комиссии в ОГУ им. И.С. Тургенева.

Уникальные работы

Особенностью графических дипломов этого года было, пожалуй, редкое обилие интересных и актуальных работ, практически уже готовых к запуску в тираж. Например, элементы очень «вкусного» фирменного стиля для нашего музея В.А. Русанова от Анастасии Абессоновой (руководитель Д.А. Хворостов). Уверен, придуманные автором кружки, на которых знаменитого полярного исследователя нежно приобнимает белый мишка, сверкающий всеми цветами северного сияния, раскупались бы посетителями музея как горячие пирожки, если их впустить в реальную жизнь. Конечно, удачи этого проекта не сводятся к одной только кружке. Но, будучи стандартной по форме, она буквально завораживает обаянием авторской графики.
Другой, также тесно связанный с местной историей и культурой пример творческой смелости, показала Анастасия Лосенкова (рук. О.Ю. Амелина). До университета Настя успешно окончила Орловское художественное училище и теперь, на защите в ОГУ, предстала уверенным и самобытным художником. К защите она представила эффектную графическую серию сувенирной полиграфии на тему «Сказок Орловской губернии» по произведениям И.Ф. Каллиникова, никак не связанную с имеющимися аналогами. И опять же, все продумано, просчитано до мелочей. Как говорится, бери и делай!
Яркий и запоминающийся фирменный стиль был разработан и для нашего Театра кукол (автор Яна Базылева, рук. Л.И. Балабушевич). Возможно, кого-то он не убедит, но в нем очень много ценных находок и, главное, присутствует стиль. Кстати, другая воспитанница того же руководителя – Оксана Давыдова – разработала броскую серию печатной рекламы для воображаемой выставки воображаемой же «Орловской недели красоты» с подробным описанием формата ивента. Это к вопросу, где эти дизайнеры. Стиль уже есть, организуйте мероприятие, господа инициаторы фестов!

… с нотами патриотизма

На фоне преобладания проектов патриотического звучания (в самом лучшем смысле этого слова) почти сенсацией стала защита дипломной работы молодого студента из Йемена по имени Али-Кухани Эхаб Эбрагим Мохаммед Яхья, а если коротко, то просто Эхаб. С ним мы познакомились в Вятском Посаде во время подготовки экспозиции майского Фестиваля кириллицы «Много букв». Ничто тогда не говорило мне, что этот выпускник как раз доделывает свой авторский календарь 2023 года под чутким руководством преподавателя ХГФ Гиви Дмитриевича Калмахелидзе. Не знаю, «осядет» ли Эхаб в русском Орле, как когда-то это сделал его (и мой) руководитель – уроженец Тбилиси, но надеюсь, созданный ими изящный настенный календарь украсит не одно жилище, причем не только в нашем городе, но и на всем Аравийском полуострове.
Говоря о патриотизме молодых ребят, своими работами рассказывающих о любви к малой родине, трудно не вспомнить о наскучившей моде на брендирование ради брендирования, «наращивании индустрии гостеприимства» и о прочих туристических кластерах с аттракторами. И вдруг весьма удачный дизайн-проект туристического бренда «Бирюзовое кольцо России» показывает выпускница ОГУ Елизавета Дорогавцева (рук. Л.И. Балабушевич). Сама взяла и сделала. С руководителем, конечно. Никто ей этого не заказывал и, естественно, не платил за ее профессионально сделанную работу. Так что опять-таки не «где эти дизайнеры?», а «заказчики, ау!».
Можно долго рассказывать о дизайнерских дипломах бакалавров этого выпуска, но речь не об этом. На защитах дипломных работ в Орле всегда можно увидеть немало свежего, дельного и вполне осуществимого. Ведь у нас не один ОГУ и училище Мясоедова готовят специалистов дизайна. Поэтому остается лишь гадать, почему ежегодным урожаем оригинальных идей и парадом талантов не интересуется никто из структур, ответственных за внешний облик города, уровень его комфортности и эстетическое наполнение бизнеса. Предприниматели, кстати, тоже индифферентны к этому. Поэтому рискну обратиться к ним с призывом: «Работодатели, ходите на дипломные защиты! Там вы непременно найдете талантливых людей, готовых плодотворно поработать на вас. И на Родину, конечно».