До кого дошёл прогресс?

2010-09-21

Автор: Кира Арсеньева

Модернизация, использование новых технологий – задачи, которые, согласно замыслам федерального центра, необходимо реализовывать в регионах во всех сферах.



Модернизация за собственный счет

Волею судьбы оказавшись во 2-й поликлинике Орла, корреспондент «ОВ» уж было решила, что научно-технический прогресс начал свое шествие в городе со сферы здравоохранения: в холле лечебного учреждения – электронный терминал для записи к врачу. Значит, нет надобности приходить к шести утра, стоять в очереди в регистратуру, волнуясь, что пристроился не в тот «хвост», талончика все равно не достанется, а в итоге еще и на работу опоздаешь. Каково же было разочарование, когда, оказавшись у терминала, стало ясно, что он не работает. Редакция «ОВ» решила выяснить, почему. А заодно насколько данное технологическое новшество прижилось на орловской почве. Но, как оказалось, поликлиника №2 – единственное в области лечебное учреждение, оснащенное «электронной регистратурой». Да и то с весны этого года терминал не работает. Хотя, как уверяют врачи поликлиники, штука это важная и нужная.

– С помощью установленного осенью 2008 года терминала нам удалось процентов на 15 разгрузить регистратуру, – рассказал «ОВ» главный врач поликлиники №2 Алексей Бочкарёв. – Хотя, конечно, ряд пациентов, в основном люди в возрасте, предпочитают традиционно прийти пораньше и постоять в очереди в регистратуру, однако для многих, особенно для молодежи, нововведение оказалось очень удобным и востребованным. Приходишь, вбиваешь нужные данные и получаешь необходимую информацию. Можно записаться к врачу предварительно. Экспериментальным путем мы решили остановиться на неделе. Хотя в возможностях программы рассчитать предварительную запись на год. Но здесь возникает сложность: врач может заболеть или еще что-то произойдет. Поэтому неделя – оптимальный срок.

По словам Алексея Борисовича, на «электронную регистратуру» были потрачены собственные средства лечебного учреждения. Сам терминал обошелся в 95 тысяч рублей, программное обеспечение к нему стоило 88 тысяч. Причем данная программа многопользовательская, установлена на компьютерах поликлиники, чтобы врачи также имели доступ к данным и система могла нормально функционировать.

Слова главврача дополнил другой сотрудник поликлиники, попросивший не афишировать его имя:

– Вообще-то приобретение терминала и программного обеспечения – добрая воля руководителя одного из крупных предприятий, находящихся в Советском районе Орла. Это предприятие помогло оплатить около 140 тысяч рублей. В этом году произошел сбой в программе. Собственных средств ни у поликлиники, ни у этого предприятия на ремонтные работы не нашлось. В мэрии сказали, чтобы изыскивали средства из платных услуг, которые оказывает поликлиника. Но, во-первых, это копейки, а во-вторых, расходуются они в основном на доплаты врачам, медсестрам и другому персоналу. Вы знаете, какие это суммы? Врач, проработавший лет 20-30, имеющий огромный опыт и знания, получает от 5 до 6 тысяч рублей в месяц с учетом этих вот надбавок. Медсестры получают что-то около минимальной оплаты труда. А в регистратуре работают за еще меньшие деньги. У нас некомплект штата, за такие деньги к нам не идут молодые врачи. И не только к нам. Вот, например, есть такая информация, что средний возраст педиатра в Орле – 57 лет. Это пенсионный возраст! Такими темпами через несколько лет детей просто некому будет лечить! И не только детей. Во многих поликлиниках некомплект штата. Мы понимаем, это не проблемы наших пациентов. Но очень хочется, чтобы о здоровье населения побольше думали наши городские и областные власти.

Один в поле не воин?

Так что же произошло с единственной в Орле и области «электронной регистратурой»? Первое время она работала. Вплоть до весны 2010 года, когда начались изменения на рынке страховых услуг. Компания, страхующая неработающих пациентов, поменялась, и таковые функции были возложены на «РЕСО-мед». Массово вбить измененные данные медицинских полисов безработных не успели. В результате в системе произошел сбой.

– Терминал «электронной регистратуры» был планово отключен от единого программно-технического комплекса по организации записи на прием, т.к. отмечались многочисленные сбои в работе, – прокомментировал нам главный специалист управления здравоохранения мэрии Александр Борисенков. – Указанные нарушения обусловлены несоответствием предоставленных МЛПУ «Поликлиника №2» медицинскими страховыми компаниями электронных баз данных страховых полисов ОМС (массовое погашение недействующих полисов не соответствовало количеству вновь выдаваемых). Это не позволяло осуществлять полноценную работу терминала, что соответственно вызывало неоднократные нарекания граждан на его функционирование. Кроме того, в настоящее время терминал «электронной регистратуры» находится на ремонте, т.к. в результате механических повреждений нарушена работа сенсорного экрана.

По информации, полученной в мэрии, определен примерный срок окончания ремонта – 15 сентября.

Хотя в поликлинике такого оптимизма не разделяют. Практически все время с 2008 года техническая поддержка терминала разработчиками велась фактически на благотворительной основе: у самого лечебного учреждения денег нет, в городском бюджете и подавно.

Бюджет ответил «Нет»

Собственно, по той же самой причине – отсутствие финансовой базы – в ближайшие год-два (а что-то подсказывает, что и больше) в городе вряд ли появится еще хотя бы один подобный электронный помощник.

В ответе на запрос, направленный «ОВ» в управление здравоохранения горадминистрации, корректно обозначено: «Бюджетных ассигнований на оснащение городских поликлиник программно-техническим комплексом по организации записи на прием к врачам поликлиники, включающим в себя подсистему терминала «электронной регистратуры», в 2010 году не предусмотрено. В проекте бюджета на 2011 год средства также не заложены из-за недостаточности доведенных предельных расчетных объемов бюджетных ассигнований».

Если подобного оборудования нет в областном центре, что уж говорить об области.

Поинтересовавшись у начальника управления здравоохранения обладминистрации Юрия Морозова, планируется ли оснащение поликлиник Орловской области терминалами «электронной регистратуры», в ответ мы услышали: бьемся над этим, но финансирования нет.

«Проблема на ровном месте»

– Только бумагу переводить вам на ответы, – скептично заметил Юрий Михайлович, почему-то добавив еще, что мы (видимо, имеются в виду журналисты) сами создаем проблему фактически на ровном месте.

Странно. Новшество, внедренное и вполне неплохо прижившееся в других регионах, для Орла считается «проблемой на ровном месте», о которой, видимо, лучше бы замолчать. Потому что проблем в регионе, судя по всему, и без того предостаточно.

Между тем, терминалы с сенсорными мониторчиками, облегчающие работу регистратуры и сокращающие ожидание пациентов, имеются не только в столичных клиниках. В Самаре, Астрахани, Улан-Удэ, даже в Белгороде. Причем наши соседи не ограничились областным центром. Увидев, что качество обслуживания в белгородских поликлиниках возросло, а очередей стало меньше, глава администрации Старооскольского городского округа Павел Шишкин изыскал средства на оборудование лечебных учреждений и в Старом Осколе.

В некоторых регионах идут еще дальше. К примеру, в Улан-Удэ (Бурятия) в ближайшем будущем решили внедрить самозапись к врачам через Интернет. Кроме того, компьютерную сеть поликлиник хотят совместить с аптеками, чтобы у врачей появилась возможность просмотреть наличие лекарств по аптечной базе данных.

На будущий год российским премьером запланировано начало масштабного проекта модернизации здравоохранения. На это будут выделяться федеральные деньги, но и регионам необходимо подтянуться, ни в коем случае не сокращая расходы региональных бюджетов в данной сфере. Но насколько будут услышаны эти слова, если с позиции местных чиновников денег и так ни на что не хватает. А уж на решение возникающих «на ровном месте» проблем подавно.