Добрая волшебница орловской сцены

2020-11-11

Автор: Инга Радова, фото из архивов Т. Легкобит и Орловского театра кукол

Наверное, у каждого есть бережно хранимые воспоминания, при обращении к которым светлеет лицо, невзначай пробегает улыбка и испаряется намерение совершить опрометчивый поступок. Для многих одним из чистейших источников таких воспоминаний детства стал театр кукол: светлые, добрые истории, которые очаровывают и захватывают, энергия и дух праздника, понятная, зримая мораль, яркий живой мир фантазии дарят незабываемые впечатления душе зрителя. Тут творятся чудеса. И здесь Татьяна Петровна Легкобит, актриса Орловского театра кукол, воплощает наши «всамделишные» мечты в театральную реальность.



Как попасть в сказку

Один из секретов ее успеха как художника и личности – гармония натуры, где богатое внутреннее содержание сочетается с поэтичной изящностью облика. Красивая, элегантная женщина редкой душевной грации, с блеском в глазах, выразительным взглядом, она крайне требовательна к себе и чрезвычайно скромна. Влюбленная в искусство, творчески наполненная, Татьяна Петровна создает кукольные образы с подлинно художественным вкусом.

Характерная разноплановая актриса, она владеет всеми видами кукол: пальчиковыми, перчаточными, гапитными, марионетками, петрушкой, штоковыми, паркетными, теневыми. Более преданного театру человека трудно себе представить.

Кажется, с первых шагов ее жизнь определялась близостью к сцене, однако она выросла не в театральной семье. Мама работала медсестрой, папа – электрослесарем. В семейном кругу любили петь, так что музыкальная одаренность, прекрасный голос, абсолютный музыкальный слух – это у Татьяны Петровны наследственное…

Когда маленькая Таня перешла в четвертый класс, ее вместе с одноклассниками пригласили в Дворец пионеров Саратова записываться в кружки по интересам. Сотрудница учреждения посоветовала Тане и ее подругам посетить театральную студию актрисы Саратовского академического театра драмы Веры Ивановны Карелиной: «Сходите на ее занятие. Может, побывав на нем, вы уже не захотите никуда идти…»

Творческая жизнь детского театра увлекла талантливую девочку: подруги бросили студию, а Таня осталась. Ее первыми номерами были «Вальс Штрауса» и «Цыганский танец».

Незабываемые спектакли

Когда Татьяне пришло время определяться с профессией, педагог сама обратилась к ученице: «Вас у меня много, но не со всеми я начинаю этот разговор, а если начинаю, то не каждому даю совет поступать на театральное отделение. Но, наблюдая за тобой, я уверена: тебе обязательно надо это сделать».

В тот год шел второй набор на кукольное отделение в Саратовское театральное училище им. И.А. Слонова – одну из старейших российских театральных школ, кузнецу блестящих артистических кадров. Татьяна поступила на курс заслуженного артиста РСФСР А.С. Чертова.

Посмотреть дипломный спектакль курса приехал В.Д. Офрихтер – главный режиссер Пермского театра кукол, одного из самых ярких и интересных не только в стране, но и в мире. После просмотра Виктор Давидович пригласил четырех студенток курса на работу в Пермский театр кукол. Среди них была и Татьяна. Она играла в самых удачных постановках Офрихтера: операх «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр», пантомиме «Красная птица».

В 1973 году на Х Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине в рамках советской культурной программы был показан знаменитый «Мойдодыр» Офрихтера, в котором играла Татьяна. Тот фестиваль совпал с 25-летием фестивального движения. Собрав в свои ряды 130 стран-участниц, он позиционировался как «самый большой из когда-либо организованных».

Судьбоносная встреча

Скорее всего, актриса продолжила бы работать в Перми, если бы не судьбоносная встреча, изменившая ход ее личной и профессиональной жизни. Она познакомилась с молодым талантливым актером Павлом Легкобитом – сибиряком, выпускником Ярославского театрального училища и филологического факультета Пермского пединститута.
Удивительно, но с Татьяной он впервые встретился не в театре, а… в магазине и принял ее за балерину. Впрочем, последнее как раз не удивляет: ее точеная фигура, благородная пластика движений, грация напоминают именно об этом виде искусства.

К слову, кукловождение внутренне близкородственно балету: театр кукол – это театр поэзии движения, где, как и артист в балете, через пластику кукла выражает чувства и мысли. Умение филигранно синхронизировать руки, пальцы и речь в чем-то схоже с мастерством выполнения сложнейших балетных па. Изящная игра на сцене целиком зависит от ловкости кукольника: стоит дрогнуть руке – и кукла вмиг совершит неестественное движение. Искусные руки-птицы парят над ширмой, словно балерины над сценой. Выходит, будущий муж Татьяны был не так уж не прав в своем первом впечатлении.

В 1978 году он получил заманчивое предложение сыграть роль Лариосика в «Днях Турбиных» М. Булгакова от режиссера Л.Ю. Моисеева, уезжавшего в Орел принимать театр в качестве главного режиссера. Ответить отказом было невозможно. Так он и оказался в Орловском драматическом театре им. И.С. Тургенева, где работает по сей день, только театр теперь академический, а Павел Легкобит – заслуженный артист РФ, председатель Орловского отделения СТД РФ, профессор Орловского государственного института культуры, чьи ученики играют в разных театрах страны.

Переезд супруга, а значит, и долгие разлуки с ним привели Татьяну Петровну к решению оставить Пермь и ехать в Орел.

Сердце куклы

Татьяну Петровну пригласили в Орловский театр кукол, где она трудится и сегодня. За 33 года работы здесь актриса сыграла более 160 ролей в 122 спектаклях. Она работала с такими режиссерами, как Н.П. Наумов, Г.А. Карбовничая, В.И. Куприн, а также с В.Р. Денисенко, Я.М. Мер, В.С. Сергейчевым, Г.В. Смирновой.

Она блистательна в роли Бризеиды в «Прекрасной Елене», Васьки Куролесова, Шапокляк, бегемотика Бантика в постановке «Бантик», Пифа в спектакле «День рождения Пифа», Мачехи в «Морозко», Лисы в «Золотом цыпленке».

Н.Я. Симонович-Ефимова, основательница русской профессиональной школы искусства играющих кукол, держа куклу за гапит, говорила: «У меня в руках бьется ее сердце». В руках Татьяны Петровны куклы тоже обретают живую душу. Спектакли с участием Т.П. Легкобит – о всепобеждающем добре, о том, что каждому, подобно Маленькому принцу, ежедневно надо пропалывать душу от злых баобабов.

В этом году у Татьяны Петровны юбилей. От всей души поздравляем ее и желаем новых творческих побед, интересных ролей и, как прежде, оставаться примером и источником вдохновения для коллег и любимой актрисой для зрителей.