Долг платежом

2018-05-28

Автор: Иван Свиридов

Многоквартирный дом – сложная система. Как с точки зрения инженерных коммуникаций, так и взаимоотношения проживающих в нем граждан. Почти что улей. Вот только в дикой природе, том же улье, к примеру, все строится на слаженном взаимодействии всех и каждого. А мы, цивилизованные и разумные существа, так этому и не научились. В итоге многоквартирные «ульи» испытывают ряд проблем. Одна из типичных – рост задолженности по коммунальным платежам. Один сосед не платит, другой, наоборот, платит вполне себе исправно, а долги одни на всех. В том, можно ли и как исправить эту ситуацию, «ОВ» помогал разобраться руководитель ООО «Эксперт-право» Евгений Сапрыкин.



До чего дошел прогресс
Ни для кого не секрет, что копить долги невыгодно. Что касается многоквартирного дома, неплатежи за коммунальные ресурсы – свет, газ, воду, тепло – могут привести в нынешних реалиях к ограничению их поставки. А то и отключениям. А если кто-то не платит управляющей компании за жилищные услуги, дом рискует остаться без своевременного текущего ремонта, к примеру.
Чтобы минимизировать проблему неплатежей, год назад Первая городская управляющая компания запустила специальный программный продукт по взысканию задолженности за ЖКУ. Программа позволяет анализировать и систематизировать судебные дела, отслеживать стадию их рассмотрения и отсуживать имеющиеся задолженности.
– Данная программа уже показала хорошие результаты, – рассказывает Евгений Сапрыкин. – В начале ее деятельности, в мае 2017 года, в работе у юристов находилось более 400 арбитражных дел на сумму порядка 16 миллионов рублей. И уже есть решения судов на сумму 8 миллионов рублей, что доказывает простой факт: если собственник жилого или нежилого помещения имеет задолженность или систематически задерживает платежи, неотвратимость взыскания долга неминуема.
Неплательщики бывают разные
По данным специалистов Первой городской, меньшая часть долгов копится за поставки ресурсов. И именно потому, что ресурсники имеют законную возможность применять к должникам довольно жесткие меры, вплоть до отключений света, газа и тому подобного. Согласитесь, весьма стимулирующие возможности. А долги за жилищные услуги копятся вполне солидные. Причем как у собственников квартир, так и у владельцев нежилых помещений: офисов, магазинов. Страдают в первую очередь добросовестные жильцы дома.
– Ведь подвал, крыша, общедомовые сети принадлежат всем, а их нужно на какие-то средства содержать и ремонтировать, – поясняет Евгений Сапрыкин. – Гражданский и Жилищный кодексы не разделяют в плане ответственности и бремени расходов на содержание своей собственности собственников жилых или нежилых помещений. Все они должны своевременно вносить плату. Недобор по этой плате, естественно, сказывается и на своевременности предоставления жилищных услуг, и на качестве содержания жилья.
В последние годы требования к управляющим компаниям возросли: это и обязательное размещение информации в интернете, и осмотры, и диагностика. Эти требования рассчитаны на то, что услуги УК полностью оплачиваются. Кроме того, при отсутствии прямых расчетов УК должны еще и своевременно расплатиться с «Межрегионгазом», Водоканалом, «Интер РАО» по предоставленным ресурсам. Как это сделать, если собственник не платит? Поэтому борьба с неплатежами и взыскание задолженностей становится сегодня одним из элементов управления многоквартирным домом. Есть случаи, когда сами жители обращаются в УК и говорят, мол, мы-то платим, а вот собственники такого-то магазина, мы знаем, не платят. И тогда мы начинаем работу с этим должником. И мы уже сейчас замечаем улучшение платежной дисциплины.
В индивидуальном порядке
Выходит, своевременная оплата ресурсов и жилищных услуг выгодна всем. Но, конечно, ситуации в жизни бывают разные. Кто-то копит долги «принципиально», считая, что УК ничего не делает и платы недостойна. Кто-то реально попал в трудную жизненную ситуацию и просто не имеет возможности погасить долг. Тут важно понимать: ваша управляющая компания – не злой монстр, качающий из вас деньги. Адекватный собственник, не скрывающий положения дел, всегда может рассчитывать на компромисс в решении вопроса неплатежей.
– Сотрудники УК всегда индивидуально подходят к каждому должнику, – пояснил Евгений Сапрыкин. – Есть большие задолженности по нежилым помещениям, и это одна ситуация. А есть собственники квартир с большими долгами, у которых есть реальные и объективные финансовые сложности. И мы стараемся войти в их положение. Они обращаются в юридические отделы своих УК, с ними составляется соглашение о рассрочке платежей. А есть люди, которые системно и «принципиально» не платят, а только по решению судов. Но доводить дело до суда невыгодно никому. Мы тратим свое время, а для должника пени и судебные издержки только увеличат стоимость долга. Поэтому мы стараемся с адекватными должниками, если у них есть сложности, заключать мировые соглашения, находя компромиссы по размерам платежа и срокам внесения. Но это, для понимания, является правом, а не обязанностью УК. Мы оцениваем всю платежную историю, ситуацию в целом и объективные сложности, по которым человек не смог платить.
Прямо или
напрямую?
Заниматься взиманием долгов управляющие компании вынуждены по необходимости. Ведь именно с них как посредников между ресурсоснабжающей организацией и собственниками квартир первый спрос за всю неуплату. Впрочем, в апреле этого года в жилищное законодательство были внесены изменения, согласно которым поставщики и потребители остаются один на один. Речь идет о возможности заключать прямые договоры с поставщиками. Отразится ли это на ситуации с общей задолженностью? Пока неясно.
– Чтобы разобраться в этом вопросе, для начала надо не путать прямой расчет и прямой договор. Прямые расчеты у нас были и до этих изменений в ЖК РФ. Речь идет о плате от потребителя за потребленный коммунальный ресурс непосредственно на расчетный счет поставщика, минуя посредника в лице УК. Решение о такой системе расчетов собственники могли принять на общем собрании. При этом формировать начисления и отслеживать платежную дисциплину все это время продолжала УК, если таковая есть в доме, – пояснил Евгений Сапрыкин. – А прямые договоры, которые ввели сейчас, это переход не только оплаты, но и переход работ по учету начислений и выставлению платежного документа. То есть до апреля 2018 года при наличии УК выставление счетов напрямую потребителям со стороны ресурсоснабжающей организации было незаконным. Сейчас собственники имеют право принять решение о прямых договорах. Что касается учета задолженности, я думаю, это не сильно повлияет на общую тенденцию, потому что должники, которые были должны УК, теперь просто будут должны ресурсоснабжающей организации.


Справка «ОВ»
Повлиять на соседей-должников могут и сами жильцы. Как показала практика, социальное, общественное порицание – действенная мера. В домах с крепким жилищным активом, где жильцы друг друга уважают, злостных должников не бывает. Ведь должники – это люди, которые безответственно относятся прежде всего к судьбе своего дома и к своим соседям. Не понимая, что дом – это имущество собственников. Не управляющей компании, не города, а людей, которые в нем живут. Для справки: Первая городская предоставляет жителям обслуживаемых домов возможность увидеть номера квартир с долгом по квартплате в Личном кабинете абонента на сайте www.kom-online.ru.