Дом волшебников

2018-11-02

Автор: Ольга Сударикова, фото Леонида Тучнина

Есть такие явления, сотканные из людей и событий, которые очень легко и мудро учат переходить от условностей к безусловному, от наивного к философскому, от мгновенного к вечному. И маленькое становится масштабным, несерьезное – серьезным, случайное – закономерным. Для Орла, провинциального, гордого, литературного, таким явлением стал театр кукол. За 75 лет несколько поколений его зрителей стали большими людьми во всех смыслах этого слова. Окружающий мир изменился до неузнаваемости. Драматургия, говорят, теперь стала острее, искусство – злободневнее, проблемы – серьезнее, кризисы – длительнее. А театр живет, как всегда жил: легко, светло и прекрасно. Для всех открыты его парадные двери и его душа, чистая, добрая, вечная.



Время, вперед
Орел с трехсоттысячным населением четырьмя театрами гордится и дорожит, как настоящим сокровищем, хотя, конечно, всякое бывает… Но дом кукол в нашем городе совершенно особый. О нем впору снимать кино. Здесь необычно все: само мастерство кукловодов, история, здание, но главное – люди. Несмотря на строгую документальность сюжета, обязательно получится сказка – немного грустная, поучительная и бесконечно волшебная.
1943 год, победно завершивший 22 месяца оккупации и зверств фашистов, показал былинную силу нашего народа. Но вместе с тем великая надежда не смогла унять острую боль от потери любимых, от созерцания родных руин, от страшной неизвестности грядущего. Были разрушены все предприятия, мосты и электростанции, более 2200 жилых домов, выведены из строя водопровод и трамвай, телефонная станция, радиоузел…
Ровно через месяц после первого победного салюта, 5 сентября 1943 года, в отравленном войной городе люди, которые ранее именовались тружениками тыла, бойцами, вдовами, сиротами, а теперь – торжественно – зрителями, увидели первый кукольный спектакль «По щучьему велению». Если бы не идеология, можно было бы сказать, что «по божественному благословению» удалось это чудо Александре Александровне Воскресенской, первому режиссеру и художественному руководителю театра, в прошлом – артистке Ленинградского театра кукол.
Военная юность и самый мирный талант надолго привели на подмостки замечательных людей: О.М. Логвинову, Г.Ф. Пронину, Г.Л. Попову, М.О. Булавко. Вместе они постигали нюансы профессии, а потом выступали с выездными концертами в детских домах, госпиталях. В воображении строили воздушные замки, пока вокруг дымились настоящие развалины… Нарядные платья, прибереженные по случаю, были отданы золушкам и дюймовочкам, принцессам и спящим красавицам. Ну и пусть, ведь с этого момента и впредь каждый спектакль был днем Победы.
Конец войны принес в театр кукол музыку. В учреждении появился свой музыкальный руководитель – Галина Павловна Малыгина – отличный аккомпаниатор и композитор, написавший замечательные мелодии ко многим спектаклям. Зазвучали новые имена: заслуженный артист РСФСР В.А. Аболмазов, артисты Е.В. Миронова, М.Т. Соколова, В.Г. Ткаченко.
В 1948 году театру гордо и важно было отписано помещение в центре города и грузовик-полуторка. Став на ноги, куклы начали путешествовать. Путь от первой творческой командировки в Москву, в театр С.В. Образцова, к едва ли не всесоюзному признанию был трудным, но вдохновенным. В начале 50-х годов под руководством А.А. Воскресенской Орловский театр кукол стал одним из лучших в стране.

Не место красит куклу
В 1962-м театр переехал в здание Богоявленского собора, где задержался на 31 год. Это весьма символично, учитывая, какое значение имеет для актеров и кукол их дом… Как не признавать наличие души и духа, когда занимаешься таким делом в таких стенах! Кстати, крест над собором впервые за долгое время появился именно по инициативе театра. Выезжая, куклы оставили церкви настоящее сокровище: сусальное золото для купола.
60-е годы дали второй расцвет труппе вместе с приходом Елены Саввовны Феодориди. Прошел набор артистов в студию при театре. Парни и девушки 16–18 лет учились не только основам профессионального мастерства, но и искусству самой жизни. Теперь театр набрался сил, чтобы самому творить легенды. Одной из них впоследствии стала ныне заслуженная артистка РФ Галина Владимировна Самойлова, которая и сейчас выходит на сцену. Каждая из сыгранных более чем 200 ролей для нее – волшебный эликсир молодости.
Был один забавный случай. Какой-то малыш в восторге на улице окликнул Галину Владимировну: «Актриса Актрисовна, я вас узнал!» Карапуз был удивительно прав: личная жизнь Г.В. Самойловой (да и ее коллег), служба в Орловском театре кукол давно стали единым целым.
Коль уж дробить историю на десятилетия, 70-е отмечены приходом в труппу первых выпускников Горьковского театрального училища, назначением на пост главного режиссера заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР, реформатора советского театра кукол Валерия Вольховского и победой его спектакля «Золотой конь» на II Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР. В это же время зажглась звезда выпускницы ОГПИ Любови Евгеньевны Жмакиной, сегодня – главного художника театра кукол и еще одной орловской легенды. Ее талант вдыхать жизнь в неживую материю поистине многогранен. Сродни сотворению мира создавать из ничего не просто образ, а характер, натуру, душу. Только женщине с таким именем и сердцем может быть подвластна тайна созидания, которая есть любовь!
Рождаясь в театре, долго работая в нем, многие куклы остаются в местном музее, становятся экспонатами добра и красоты. Кстати, далеко не все из них покладисты и однозначны. В 1976 году главным режиссером театра стала Людмила Михайловна Гаврилова. Она взяла курс на постановку серьезных, взрослых спектаклей, мировой классики. А там многие герои вовсе не «очаровашки»…

Их университеты
Все, знающие новейшую историю Отечества, прожившие ее как странные и непредсказуемые страницы собственной юности, могут представить, с чем столкнулась страна и театр в конце 80-х – начале 90-х, переломных, перестроечных, обрушивших многое и многих.
Но театр, весело любящий парадоксы, ответил на вызовы современности только светлой молчаливой улыбкой и продолжил свое дело.
Под руководством директора, теперь уже заслуженного работника культуры РФ Сергея Александровича Самойлова и главного режиссера, заслуженного артиста РФ Владимира Сергеевича Сергейчева сердце театра жадно потребовало перемен, молодой крови, свежих идей. На базе ОГИИК дважды набирался курс артистов-кукловодов. Что это была за работа-учеба – наслаждение! Сценическое мастерство студенты постигали и по настоящим учебникам, и под руководством мудрых наставников, и под пристальным взором еще какой требовательной публики. Сегодня эти удивительные люди, сами не заметившие, как из новичков стали профессионалами, на всех афишах: Светлана Комарова, Раиса Овсянникова, Галина Сидорова.
Они начали творить магию театра вместе с уже сформировавшимся на тот момент основным актерским костяком: заслуженной артисткой РФ Галиной Самойловой, Владимиром Смирновым, Любовью Чекмаревой, Татьяной Легкобит, Зоей Серовой, Владимиром Козловым.
Вместе с актерами куклы поют и плачут, хулиганят и поучают, важничают и грустят. Артисты в силу специфики всегда в тени, но их талант неизменно на первом плане. Золотые сердца и руки. На трех квадратных метрах отведенной сцены они работают в буквальном смысле плечом к плечу, покоряя все новые горизонты. Ограниченное пространство становится поводом для безграничного профессионального сотворчества.
Нужно сказать, сегодня труппа не прочь принять новый театральный призыв. Пока с этим незадача, хотя в последние годы в коллектив органично влились Алексей Фомин и Сергей Фроликов. Молодые силы все еще необходимы, как воздух! Чтобы пригласить специалистов из других городов, нужно как минимум предоставить им жилье… Клич в своем отечестве особых результатов не дает. Просто у этой профессии особые требования – нужно виртуозно обладать мастерством кукловода, но еще куда более важно верить в призвание и любить его безгранично.
Для справки: актеры Орловского театра кукол нередко обижаются, если их родной театр называют кукольным. Здесь не в куклы играют, а куют историю и судьбы…

Дом, милый дом…
За время работы театр сменил девять домов… 53-й театральный сезон он открыл в новом помещении, которое больше никто в мире не сможет назвать таким казенным словом. Немало сил нужно было приложить, чтобы бывший Дом культуры строителей превратился в лавку чудес.
Теперь через большие окна-витрины льется не свет, а волшебство. А внутри настоящая страна детства: удивительные куклы, эскизы к спектаклям как рисунки из еще не прочитанных детских книжек. В фойе от необычного количества цветов создается ощущение вечного лета. В самом центре «зеленой клумбы» семейство из трех медвежат пьет чай. Маленькие зрители на протяжении нескольких десятилетий трогательно делятся с мишутками сладостями. А еще они, избалованные, пресытившиеся мультфильмами и компьютерными играми, непостижимо восхищенно смотрят на фуэте балерины и стойкого оловянного солдатика, браво вскидывающего ружье. Родители малышей едва ли не со слезами вспоминают, как сами замирали перед ожившими сказочными персонажами. И, кажется, время устремляется вспять, существует по иным законам. Еще бы! Ведь минуты и секунды здесь отсчитывают совершенно удивительные музыкальные часы на фасаде здания с танцующими персонажами сказок.
Есть в театре и своя букинистическая редкость – книга отзывов. Тут собраны самые трогательные слова и пожелания, выведенные неуверенной детской рукой: «Спектакль нам очень понравился!», «Спасибо!» И для труппы, поверьте, нет лучшей рецензии, чем эти танцующие старательные буквы.
Как бы ни любили куклы свой дом, «охота к перемене мест» им также свойственна: артистические души, что поделать. За 75 лет театр объехал с гастролями всю Центральную Россию, Украину, Белоруссию, Дагестан, Чечню. Побывал в Болгарии, неоднократно выступал во Франции.
Наряду с традиционным гастрольно-фестивальным туром «Майская карусель» с 2017 года труппа стала участником нового проекта – «Большие гастроли для детей и молодежи». В его рамках 100 театров показали 850 спектаклей для самых маленьких в 77 городах. Орел принимал Тульский государственный театр кукол. Местные актеры-кукловоды показали свое удивительное мастерство в российской столице пряников и самоваров.
В этом сезоне Орел обменяется спектаклями со Смоленском.

75 – жизнь только начинается
Подзаголовок звучит как реклама пенсионной реформы, но в театре понимают, что «политика коротка», искусство вечно. Поэтому речь не о том. Сейчас в репертуаре кукол более тридцати спектаклей: от знакового «По щучьему веленью» до «Колобка», «Котенка по имени Гав» и «Сэмбо». Открыв 76-сезон, театр строит планы на десятилетия вперед. Так точно сочетает умение отвечать запросам современности и видеть на перспективу, что диву даешься.
В год 450-летия Орла труппа представила легенду о крылатом городе (режиссер Олеся Черкашина), к юбилею Тургенева – спектакль «Капля жизни» по неизвестным сказкам великого земляка (режиссер Павел Акинин). Кстати, к 200-летию классика театр при финансовой поддержке Московского индустриального банка подготовил подарок для воспитанников Детской деревни – SOS Лаврово: книги сказок Ивана Сергеевича, открытки и календари, посвященные великому земляку.
Среди премьер нового сезона – «Серая Шейка», «Муха-Цокотуха». А там, возможно, и «Морозко» завьюжит, и «Дюймовочка» о чем-то своем, девичьем поведает, и «Сказка о рыбаке и рыбке» прозвучит. Вообще, если честно, есть у Сергея Самойлова и Владимира Сергейчева такой талант – «зажигать» звезды и вдохновенье…
Они своими идеями заражают не только актеров, но и всех, кого однажды наградили дружбой. Неожиданно, «по знакомству», идут на свет театра талантливые драматурги, поэты, композиторы со всей России и, главное, из Орла. Благодаря творчеству Натальи Захаровой появились на сцене «аутентичные» сюжеты. Замечательные орловские композиторы – заслуженный деятель искусств РФ Евгений Дербенко, заслуженный работник культуры РФ Ирина Хрисаниди – помогают запеть не только душе, но и кукольным артистам. На сцене уже несколько настоящих мюзиклов: «Кот в сапогах», «Серая Шейка». И это еще не предел! Было бы желание – спектакль здесь может и за десять дней родиться.
Однако театральной магии тоже не все подвластно. Лучшим подарком к теперешнему, да и ряду прошедших юбилеев могла бы стать реконструкция здания. Парадокс, но сцена театра кукол не приспособлена для показа кукольных спектаклей. Она слишком высока для этого. Проект нового рабочего пространства для актеров разработан, но остается только на бумаге. Куклам нужен не тесный раек, а маленький рай – не меньше. Это не актеры такие капризные. Просто маленькие зрители достойны самого лучшего. Не говоря уже о соблюдении требований разного рода безопасностей.
Реконструкция замаячила было в связи с громким 450-летием Орла, но сегодня, как и многие другие обещания, похоже, канула в Лету…
Возможно, когда-нибудь, как в сказке, добро и справедливость восторжествуют. А пока праздник детства продолжается несмотря ни на что и вопреки всему в залихватском веселье, красках и шумном разнообразии.
Наша сила не в танках, которые быстры, не в золотом запасе, не в импортозамещении, а в том, что вот уже несколько поколений детей растет на одних и тех же старых добрых сказках. Они – как строчки генетического кода, которые предостерегают от подлости и предательства, учат жить в мире и согласии. И так должно быть всегда.
С юбилеем, вечно юный Орловский театр кукол! Долгих звонких лет жизни! Наши дети обязательно приведут сюда своих внуков.