Дороги мои, дороги

2019-05-27

Автор: Алексей Сиротинин, преподаватель Орловского музыкального колледжа

Много разных шедевров, посвященных теме военных событий, можно обнаружить в творчестве мастеров старшего поколения. Читая стихи, слушая музыку военных лет, можно бесконечно удивляться искренней простоте, ясности и образности поэтической мысли, душевной проникновенности мелодий.



Многие композиторы и поэты обращались и продолжают обращаться к теме войны. Написаны и пишутся симфонии, оперы, кантаты, оратории, большие и малые хоровые сочинения. А сколько написано песен о войне – не сосчитать. Продолжают писать на тему войны и орловские поэты и композиторы.
Говоря о шедеврах как наиболее высоких образцах искусства, можно заметить, что произведения, созданные во время войны и в первые годы после ее окончания, отличаются особой проникновенностью, правдивостью. Наверное, потому что поэты и композиторы той поры были непосредственными свидетелями и участниками военных событий. Им не надо было ничего придумывать. Их сердца и души были наполнены реальными событиями, свежими впечатлениями.
Об этом можно судить, например, по биографии поэта Льва Ошанина, у которого от рождения было плохое зрение. Когда началась Великая Отечественная война, его, естественно, не взяли в армию. Но настойчивость и твердое желание быть в строю сделали свое дело. Правдами и неправдами поэт добился того, чтобы попасть на фронт, и вскоре начал бывать на передовой, работал в военных газетах, выступал перед бойцами. Его стихи полны искренности, волнения, в них слышен запах порохового дыма и смерти.
Среди композиторов особым образом выделяется песенное творчество Анатолия Григорьевича Новикова. Он умел сочинять мелодии одна краше другой, что можно проследить по его широко известным песням: «Смуглянка», «Вася-василек», «Самовары-самопалы», «В день рождения», «Баллада о русских мальчишках» и другие. Есть у А.Г. Новикова песня, которая нам, орловцам, по-особому близка и приятна, хотя и не является такой же значимой и популярной, как многие другие песенные шедевры композитора. Это песня на стихи Сергея Алымова «Где Орел раскинул крылья», песня 129-й Орловской дивизии.
Но подлинным мелодическим шедевром явилась его песня «Дороги», написанная на слова Л. Ошанина осенью 1945 года. Что за чудо эта песня! В ней есть все, что близко, понятно и дорого каждому русскому человеку: боль потери друзей, суровые испытания солдатских будней, тоска и мечты солдата о родном крае, где «солнце встает», о доме, где «у крыльца родного мать сыночка ждет». Обращение к друзьям-фронтовикам, только что вернувшимся с войны, и опосредованно ко всему народу звучит как заклинание, как горькая просьба:

Снег ли, ветер,
вспомним, друзья,
Нам дороги эти
позабыть нельзя.

Глубокое воздействие этой песни на наше сознание начинается с первых звуков простого, выразительного вступления. Так просто, так искренне вздохнув, сказать: «Эх, дороги…» – и наполнить этот задумчивый вздох поэта такой же искренней певческой интонацией могли лишь те, кто лично пережил трагедию войны, кто в полной мере ощутил всю тяжесть и горечь военных дорог и потерь.
В припеве же короткие фразы взволнованной мелодии ступенчато устремлены вверх. Они как бы взлетают, вихрясь, увлекая за собой и достигая в своем развитии напряженной эмоциональной вершины:

А дорога дальше мчится,
Клубится, пылится,
А кругом земля дымится,
Чужая земля…

Вспоминается, как в мае 1964 года Орловская хоровая капелла, которой руководил талантливый хормейстер Александр Петрович Петросян, впоследствии профессор Харьковской консерватории, выступала с серией концертов в Москве. В репертуаре было «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» на слова поэта-фронтовика Г. Рублева.
После очередного выступления в колонном зале Дома Союзов коллектив капеллы встретился с автором этой музыки – Анатолием Григорьевичем Новиковым, который был в то время председателем Всероссийского хорового общества и присутствовал на концерте. В малом зале, специально отведенном для встречи, орловские певцы, в количестве около 100 человек, расположились вокруг рояля, естественно, все были немного скованны ожиданием встречи с автором широко известных песен, живой советской легендой.
Но вот Новиков быстрой походкой вошел в зал. В несколько сутулой фигуре композитора уже сказывался почтенный возраст, его морщинистое лицо было покрыто мелкими оспинками. Мы с затаенным интересом наблюдали за каждым шагом, каждым движением этого необычного человека. Но все облегченно вздохнули, когда Анатолий Григорьевич, доброжелательно улыбаясь, непринужденно поздоровался и, мгновенно расположив всех к себе, завладел всеобщим вниманием. Разговор происходил в простой, незатейливой форме, в откровенности и взаимной искренности. Композитор похвалил хор и руководителя А.П. Петросяна за высокое художественное качество и глубокое проникновение в характер и содержание исполняемых сочинений. После его хвалебных слов напряжение полностью спало, и наши сердца еще больше открылись ему навстречу.
И, конечно, беседа вскоре сменилась пением песен, известных тогда в стране всем и каждому. Композитор сел за рояль, и песня «Дороги» зазвучала первой. Анатолий Григорьевич самозабвенно играл и в полный голос вместе с хористами пропел песню до конца. Он блестяще владел роялем и очень хорошо помнил тексты своих песен, притом намного лучше, чем знали их мы.
Сегодня, спустя 55 лет, отчетливо вспоминается состояние нашего глубокого душевного потрясения в тот момент, когда отзвучали последние слова: «… нам дороги эти позабыть нельзя» – и на глубоком тоническом басу ре-минор растворился в верхнем регистре рояля. Композитор какое
-то время сидел тихо, несколько сгорбившись, и никому из присутствующих не хотелось шевелиться, чтобы нечаянно не нарушить наполнившую зал тишину.
Теперь, когда спустя десятилетия мы тоже поем «Дороги», кажется, что авторы текста и музыки, как горьковский Данко, своеобразным способом обнажили свои души, отдав народу, в том числе и нам, людям сегодняшнего дня, частичку своего сердца.
Не случайно на открытии памятника композитору на Новодевичьем кладбище в Москве директор музея города Скопина Алексей Крылов прочитал такие строки:

И самый главный памятник тебе
Не сей гранит и райские чертоги,
А жизнь большая в песне и борьбе
И вечно знаменитые «Дороги».

Где бы ни исполнялась эта песня, сколько бы раз она ни звучала, люди слушают ее не шелохнувшись, с напряжением. Происходит это, скорее всего, оттого что в ней побеждает не горечь потерь, а светлый оптимизм, романтика, излучаемые мужественной лирикой мелодии. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал песню Новикова «Дороги» как одну из лучших песен военного времени.
Историки утверждают, что в стране в послевоенные годы не было почти ни одной семьи, которая не потеряла бы в борьбе с фашизмом родных и близких. И тем более обидно, что братский народ Украины, освобожденные Советской армией народы Европы забыли ужасы фашизма. Их новоявленные лидеры выворачивают наизнанку факты и реальные события, забыв или сознательно вычеркнув из памяти воронки прошедшей войны.
Сегодня снова тревожно на планете и, что особенно важно, тревожно у наших границ. Мы не знаем, что нужно сделать каждому из нас, чтобы предотвратить возможное развитие катастрофических событий, но помнить, свято помнить тех, кто защитил Родину, мы должны. Мы просто обязаны помнить!
В далекие послевоенные годы замечательный поэт Роберт Рождественский в своем знаменитом «Реквиеме» страстно призывал:

Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!