Духовник и наставник Сергий (Сребрянский)

2018-09-05

Автор: Анатолий Мищенко

Отец Сергий, в миру Митрофан Васильевич Сребрянский, родился 1 августа 1870 года в селе Трехсвятское Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника Василия Васильевича Сребрянского. Через год после рождения сына отца Василия перевели в село Макарик в трех километрах от Трехсвятского. Детей в семье было много, воспитывались они в большой строгости, так что к родителям обращались на «вы».



Выбор пути
В 1889 году Митрофан окончил Воронежское духовное училище по II разряду и поступил сразу на четвертый курс Воронежской духовной семинарии, окончив семинарский курс обучения в 1892 году по II разряду. Под влиянием народнических идей Митрофан поступил в Варшавский ветеринарный институт. Оказавшись здесь, в католической Польше, среди равнодушных к вопросам веры студентов, он начал усердно посещать православный храм. В Варшаве он познакомился со своей будущей женой, Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника, служившего в Покровском храме в селе Владычня Тверской губернии. 29 января 1893 года они обвенчались.
Живя в Варшаве, Митрофан Васильевич решил вступить на поприще служения священнического. 2 марта 1893 года епископом Воронежским Анастасием (Добрадиным) Сребрянский был рукоположен во диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда Воронежской губернии. Но диаконом отец Митрофан пробыл недолго – 1 марта 1894 года он был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка (город Рыпин Полоцкой губернии) и 20 марта рукоположен во священника.

Служение в Орле
1 сентября 1897 года отец Митрофан был перемещен в Орел и назначен полковым священником квартировавшего в городе 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого в то время была великая княгиня Елизавета Федоровна – будущая преподобномученица.
В Орле отец Митрофан всего себя отдал на служение Богу и пастве и стал утешителем многих. «Бывало, кончишь давать крест после обедни, а народ все идет и идет. С одним побеседуешь, другой просит совета, третий спешит поделиться своим горем – и так тянутся часы… матушка ждет меня обедать, да только я раньше пяти часов вечера никак из церкви не выберусь», – вспоминал впоследствии отец Митрофан.
Народ потянулся к искреннему и ревностному пастырю Христову, образовался крепкий приход, и это позволило батюшке приняться за трудное дело постройки храма, которое он вскоре завершил с успехом. В 1899 году новая полковая церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы, отец Митрофан стал ее настоятелем. При приходе он создал библиотеку и школу. В 1900-м отец Митрофан Сребрянский был награжден золотым наперсным крестом с украшениями.
Летом 1903 года он присутствовал в Сарове на торжественном прославлении преподобного Серафима. Здесь он был представлен великой княгине Елизавете Федоровне и произвел на нее самое благоприятное впечатление – искренней верой, смирением, простотой и отсутствием какого-либо лукавства.
11 июня 1904 года вместе с 51-м драгунским Черниговским полком отец Митрофан выступил в поход на Дальний Восток, в Маньчжурию. Везде, где предоставлялась возможность, со своими помощниками он ставил походную церковь и служил. Вместе с полком участвовал в сражениях. 2 июня 1906 года он вместе с полком вернулся в Орел.
За участие в Русско-японской войне отец Митрофан удостоен наград: ордена святой Анны 3-й степени, ордена святой Анны 2-й степени, ордена святого Владимира 4-й степени и наперсного креста на Георгиевской ленте. 12 октября 1906 года за выдающиеся пастырские труды, понесенные во время войны, священник был возведен в сан протоиерея.

Марфо-Мариинская обитель
В 1908 году отец Митрофан подал великой княгине Елизавете Федоровне, занятой созданием Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, свой проект ее устава. Проект настолько пришелся ей по душе, что именно его она положила в основу устройства обители. Для его осуществления она пригласила протоиерея Митрофана на место духовника и настоятеля храма.
Он приехал домой и вынужден был объявить прихожанам, что покидает их и переезжает в Москву. Но, видя переживания паствы, добрый пастырь стал откладывать отъезд. Отец Митрофан даже решил про себя отказаться и остаться в Орле. Но вскоре заметил, что у него без всякой видимой причины начала распухать правая рука. Он обратился за помощью к одному из своих родственников, доктору Николаю Яковлевичу Пясковскому. Врач, осмотрев руку, сказал, что никаких причин болезни нет и он не может дать в этом случае какого бы то ни было медицинского объяснения и, следовательно, помочь.
В это время из Москвы в Орел привезли чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Отец Митрофан пошел помолиться и, стоя перед образом, пообещал, что все же примет бесповоротно предложение великой княгини и переедет в Москву. С благоговением и страхом он приложился к иконе и вскоре почувствовал, что руке стало лучше. Отец Митрофан понял, что на переезд его в Москву и поселение в Марфо-Мариинской обители есть воля Божия и с этим нужно смириться. Получив благословение от старцев Зосимовой пустыни, он подал прошение о переводе в Москву, и 17 сентября 1908 года митрополит Московский Владимир (Богоявленский) назначил его настоятелем Покровской и Марфо-Мариинской церквей на Большой Ордынке.
Отец Митрофан, поселившись в Москве, сразу же принялся за новое дело, отдавшись ему всей душой. Он был верным соработником святой основательницы обители. Незадолго перед своим арестом в 1918 году великая княгиня Елизавета передала общину попечению отца Митрофана и сестры-казначеи.
В 1919 году отец Митрофан и его супруга Ольга по благословению патриарха Тихона приняли монашеский постриг. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а Ольга – с именем Елисавета.

Аресты и ссылки
Во время кампании по изъятию церковных ценностей, 23 марта 1923 года, архимандрит Сергий был арестован за прочтение послания патриарха Тихона, касавшегося этого вопроса. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения, а затем по приказу ОГПУ от 24 августа 1923 года был выслан на один год в Тобольск. Здесь он познакомился и близко сошелся с тобольским подвижником Феодором Ивановым, впоследствии (в 1937 году) принявшим мученическую кончину.
27 февраля 1925 года он вернулся из ссылки в Москву и на следующий день как бывший ссыльный явился в ОГПУ, чтобы узнать решение властей относительно своей дальнейшей судьбы. Следователь, которая вела его дело, сказала, что священнику разрешается совершать церковные службы и говорить за богослужениями проповеди, но он не должен занимать никакой административной должности в приходе, ему запрещено принимать участие в какой-либо деловой или административной приходской деятельности. Отец Сергий вернулся в Марфо-Мариинскую обитель.
29 апреля 1925 года на основании доноса об антисоветской агитации среди сестер обители отец Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
2 июля коллегия ОГПУ прекратила дело, и отец Сергий был освобожден. Архимандрит Сергий и монахиня Елисавета выехали на ее родину, в село Владычня Тверской области, и поселились в бревенчатом, покрытом дранкой родительском доме. На Тверской земле отец Сергий продолжал подвизаться как духовник и проповедник. Духовные дети из Орла привозили ему продукты и одежду, большую их часть он раздавал нуждающимся.
В феврале 1930 года священник снова был арестован. По доносам он обвинялся в том, что «являясь сторонником монархического порядка управления, систематически вел антисоветскую агитацию с целью срыва мероприятий, проводимых советской властью в деревне, используя религиозные предрассудки масс…». Виновным в предъявленных ему обвинениях архимандрит Сергий себя не признал.
7 апреля 1930 года исповедник был приговорен к пяти годам высылки в Северный край и затем этапирован. Архимандрита Сергия поселили в одной из деревень на реке Пинеге. Сюда к нему приехали монахиня Елисавета и Мария Петровна Заморина (впоследствии монахиня Милица), знавшая батюшку еще в период его служения в Орле. Ссыльные священники работали на лесоразработках и сплаве леса. Отец Сергий работал на ледянке – вел по ледяной колее лошадь, тащившую бревна.

Последние годы
В 1933 году отец Сергий был освобожден и вернулся в Москву, где пробыл всего один день – простился с закрытой и разоренной обителью и отправился с монахиней Елисаветой и Марией Петровной во Владычню.
За исповеднический подвиг, за праведную жизнь и глубокое смирение Господь наделил отца Сергия дарами прозорливости и исцеления. Последний период жизни отца Сергия стал временем старческого окормления духовных детей и обращавшихся к нему страждущих православных людей.
В последние годы жизни архимандрита Сергия, начиная с 1945 года, его духовником стал протоиерей Квинтилиан Вершинский, служивший в Твери и часто приезжавший к старцу.
5 апреля 1948 года старец скончался в селе Владычня и был погребен на сельском кладбище. Местное почитание отца Сергия началось сразу же после его смерти.
Он был реабилитирован по указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года. 19 сентября 1999 года архимандрит Сергий был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Тверской епархии.