Дурят, как могут

2022-08-31

Автор: Михаил Трутнев

Остап Бендер говорил, что знает четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения. В наш век интернет-технологий, кажется, мошенники такое количество схем изобретают каждый день. «ОВ» расскажет о самых распространенных, а также познакомит с советами экспертов, как не попасть на удочку злоумышленников.



На безопасный счет

Пару недель назад жительница Советского района Орла лишилась около трех миллионов рублей, выполнив указания злоумышленников. Позже 65-летняя пенсионерка рассказала полицейским, что ей позвонили «работники банка» и порекомендовали «в целях сохранения сбережений перевести деньги на безопасный счет». Поначалу женщина засомневалась в законности происходящего, но подозрения развеялись, когда ей поступил звонок еще и от «сотрудников правоохранительных органов».
Орловчанка выполнила инструкции аферистов, переведя им с помощью онлайн-сервисов более двух миллионов рублей, а также средства оформленного кредита на 400 тысяч рублей. После этого «сотрудники банка» перестали выходить на связь. Тогда пенсионерка и поняла, что ее обманули.
Сейчас, по информации пресс-службы УМВД России по Орловской области, ведутся поиски злоумышленников, а орловцев разными способами оповещают о подобных аферах. Однако это не помешало лжеработникам банка по той же схеме обмануть на прошлой неделе еще нескольких наших земляков: орловчанка 1949 г.р. перевела злоумышленникам 355 тысяч рублей, а 70-летний пенсионер – более 900 тысяч. По данным фактам следователями возбуждены уголовные дела по статье «Мошенничество».
Специалисты по безопасности банков призывают насторожиться, если вас просят по телефону взять кредит или перечислить средства на якобы безопасный счет. Такие инструкции могут дать только мошенники. В этом случае нужно завершить разговор и позвонить на горячую линию вашего банка по номеру, указанному на обороте карты.

Доверчивых – в базу

Ознакомившись с подобными сообщениями, большинство россиян начинает с осторожностью относиться к звонкам из финансовых организаций. Тогда мошенники выбирают более изощренные способы обмана. Например, аферисты стали составлять базы данных жителей страны в ходе фейковых соцопросов и исследований потребителей.
Как рассказала РИА Новости специалист Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина Ольга Дайнеко, использование методов социальной инженерии позволяет мошенникам получить личные данные из простой беседы или онлайн-опроса и «сделать предварительные выводы о психологическом портрете человека и его «привлекательности» для дальнейшего обмана».
Эксперт предупреждает: если вам стали часто звонить с целью опросов общественного мнения, нужно насторожиться, постараться не сообщать личные сведения. Возможно, интервьюерам совсем не интересно исследование вкусов потребителей – таким способом они просто хотят собрать о вас побольше информации.

От имени операторов

Еще об одной схеме обмана рассказали представители Сбербанка. Преступники представляются сотрудниками уже не финансового учреждения, а сотовых операторов, которые хотят «предупредить» жертву о подключении к их номеру несанкционированной переадресации. Мошенники убеждают собеседника для отключения этой функции ввести на телефоне короткую команду. После ее применения все SMS, отправляемые на номер владельца, будут переадресовываться на устройство афериста. В том числе и одноразовые банковские пароли, имея которые, а также номер карты и CVV-код, мошенник может беспрепятственно совершать покупки в интернете, зарегистрироваться в личном кабинете интернет-банка и получить доступ к деньгам. В это время настоящий обладатель номера даже не узнает, что по его счету идут транзакции, ведь оповещения ему приходить не будут.
Жертвой подобной аферы недавно стал и 34-летний орловец. Позвонившие ему «сотрудники» одного из сотовых операторов сообщили, что так как он давно пользуется услугами связи, настало время продлить контракт, и попросили сообщить коды, поступившие к нему на телефон. Обман вскрылся на следующий день, когда наш земляк пришел в офис с вопросами о новой услуге и узнал, что такая операция не предусмотрена. В ходе разбирательств орловские следователи выяснили, что мужчина сообщил неизвестным код для входа в личный кабинет и смены пароля, а затем код для переадресации сообщений. В результате злоумышленники успели завладеть более 30 тысячами рублей.
Полиция ищет аферистов и советует всем орловцам не доверять сообщениям, что вашим финансам или телефонному номеру что-то угрожает. Лучшее, что можно сделать, сразу же завершить звонок, а затем для проверки информации самостоятельно обратиться в сотовую компанию по официальному номеру.

«Обнулить» историю

На просторах страны активизировались и мошенники, предлагающие потенциальным клиентам такую «услугу», как полное очищение кредитной истории. Они обещают гражданам убрать их из базы должников, что должно повысить шансы на получение новых займов. Особенно это актуально сейчас, на фоне ужесточения политики банков по проверке потенциальных заемщиков.
Аферисты не скрывают, что их услуги незаконны, и просят за них «какие-то» 20–40 тысяч рублей, а иногда и до 30% от обязательств клиента перед кредиторами. После оплаты мошенники просто исчезают, что неудивительно – чтобы выполнить свое обещание, им нужно иметь доступ к базам бюро кредитных историй (БКИ), Центральному каталогу кредитных историй в ЦБ, а также порталу госуслуг, что практически невозможно, уверены в Центробанке.
Как сообщает РБК, полное очищение кредитных историй вошло в топ-5 мошеннических схем. В большинстве случаев «финансовые консультанты» при попытке исправить кредитный отчет обманывали пользователей.

Сами с усами

Неужели нет никаких способов защиты от мошенников? Оказывается, есть. С 1 октября 2022 года клиенты банков смогут самостоятельно запрещать онлайн-операции по своим счетам или ограничивать их параметры. Установить запрет на использование онлайн-сервисов можно будет в отношении всех операций или отдельных услуг – например, онлайн-кредитования.
«Возможность заблокировать онлайн-операции поможет сохранить деньги даже тогда, когда мошенники смогли получить доступ к онлайн-банкингу жертвы. Преступники не смогут перевести деньги со счета, который закрыт для онлайн-операций, или оформить кредит, если есть соответствующий запрет. Это особенно актуально для людей, которые наиболее подвержены влиянию мошенников, например, пожилых», – поясняет начальник отдела безопасности орловского отделения Банка России Михаил Прудников.
Кроме того, с октября вступает в силу еще одна мера, направленная на борьбу с дистанционными мошенниками. Банки обяжут проводить идентификацию устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.
А пока, дорогие орловцы, будьте бдительны!