Две задачи Сергея Себякина

2010-12-15

Автор: Мария РЮМИНА

На прошлой неделе в Орле выпал снег. Долгожданная зима принесла с собой заторы на дорогах, ознаменовалась «Днем жестянщика» и неизбежной руганью в адрес коммунальщиков. Чтобы разобраться, насколько МУП «Спецавтобаза» оказалось готово к такому развитию событий и насколько обоснованны упреки горожан, корреспондент «ОВ» встретилась с руководителем предприятия Сергеем Себякиным.



Второй раз в ту же реку

– Сергей Николаевич, после длительного перерыва вы вновь возглавили МУП «Спецавтобаза». Как вам далось это решение?

– Очень трудно. Сомнения были, конечно, но… Я оставил здесь большинство соратников, они до сих пор работают. Поступило предложение, в том числе и от них, вернуться. Мне стало жалко коллектив, и я решил для себя, что нужно идти и работать, убирать наш город. С 18 октября я официально вступил в должность.

– За время вашего отсутствия на предприятии что-то изменилось?

– Многое. Посмотрите хотя бы для начала на фасад здания – его полностью разобрали, сняли и сдали на металлолом. К зиме вообще предприятие не было подготовлено. Когда я пришел, весь парк стоял, никто не думал готовиться к зиме, ничего никому не нужно было. Из 22 тысяч тонн песко-соляной смеси было заготовлено всего три тысячи. А раньше к 1 ноября мы уже всегда приступали к дежурству, убирали город, потому что обычно в начале ноября уже был снег, первые морозы. Пришлось работать в авральном режиме. На протяжении месяца с небольшим мы все машины переоборудовали и приступили к зимней уборке.

В этом году зима поздняя. Нельзя сказать, что она застала нас врасплох. А с другой стороны – и застала. Снег-то выпал в полпятого вечера, в час пик, город в движении, наши машины просто не могли проехать по улицам. Судите сами, если десять лет назад орловцы имели на одну семью, грубо говоря, одну машину, то сегодня, по статистике, на каждого жителя города приходится две-три.

А так, на сегодня, когда вошли в рабочий ритм, нас уже никакой снегопад не застанет врасплох. Вы видите, что все дороги «черные», посыпанные. Вот утром проснетесь – будет асфальт.

– То есть вы можете успокоить жителей Орла, что такой транспортный коллапс не повторится?

– Могу. Сегодня мы готовы работать в любых погодных условиях.

– Насколько предприятие укомплектовано штатно и техникой?

– Тут как посмотреть. На основании титульного списка, что у нас есть, оно укомплектовано на 100 процентов. А из того, что сегодня реально нужно – есть процентов 50. Парк изношен на 85 процентов, технику надо менять. На уличной уборке задействовано 98 единиц техники, их тоже надо менять. Недавно было совещание у губернатора, рассматривался вопрос о безопасности дорожного движения, он сказал, что мы вступим в федеральную программу, заявку подали на 22 единицы. Губернатор пообещал нам в этом году пять единиц техники. Область уже помогла нам сегодня, выделила 6,7 млн рублей на ГСМ, песок и соль. И мэр помог – до конца года будет выделено 20 млн на уборку улично-дорожной сети.

– А в идеале сколько вам нужно техники?

– Мы сегодня убираем более полутора миллионов квадратных метров. По расчетам специалистов, на один миллион нужно 17 плуго-щеточных машин, 20 КДМ, это уже 37, а мы убираем площадь почти в два раза больше, значит, еще столько же надо. А чтобы вывезти снег, нам нужно 56 самосвалов, 14 «снежных» погрузчиков. Вы представляете, какие это затраты?!

– И какой выход? Федеральные программы?

– В федеральной программе мы участвуем. Но я вижу выход в другом. Я думаю, что в плане подготовки города к 450-летию нам будут выделены достаточные средства.

– Ну, поживем – увидим. Сергей Николаевич, помимо финансовых проблем, какие еще задачи сегодня стоят перед предприятием?

– Сегодня нет специалистов тех специальностей, что нам нужны. Их и не учат уже: грейдеристы, экскаваторщики, бульдозеристы. Вот есть профессия водитель – это тот человек, что садится за руль и едет. Но нам надо переучивать людей. У нас работа в других условиях, надо научиться мыть и убирать город. Это не так-то просто. А ведь еще лет семь назад у нас бригады были полностью укомплектованы. Мы работаем круглые сутки, у нас на сегодня есть три бригады. Они были укомплектованы по 22 человека, а сегодня мы по 16 не можем собрать.

– Может, и здесь все упирается в деньги? Какая средняя зарплата у сотрудника «Спецавтобазы»?

– Ну, смотря у кого. По предприятию она сегодня сложилась 12 300. Это, конечно, маленькая зарплата. Здесь люди работают круглые сутки. Человек приходит утром, в такие обильные снегопады он не слезает с машины, мы не даем даже перерыва. Если бы зарплата была тысяч 20, мы бы полностью укомплектовали предприятие нормальными кадрами. Сегодня на балансе МУП «Спецавтобаза» числится 163 единицы техники, работают 523 человека. А когда-то было более 700, но тогда у нас было еще одно направление деятельности – ямочный ремонт.

«Сделаю так, чтобы было хорошо»

– Сергей Николаевич, вы лично со своим вторым приходом сюда в качестве руководителя какие-то надежды связываете? Считаете, можете принести пользу МУПу?

– Да, когда мэр назначал меня, я первоочередной своей задачей заявил повышение имиджа предприятия «Спецавтобазы». Ведь сегодня уже никто не относится к ней как к нормальному предприятию. Я сделаю так, чтобы и МУПу, и городу от моего назначения было хорошо, и повышу заработную плату сотрудникам – это первые две задачи, которые я перед собой ставлю. Кстати, я недавно был в Белгороде. Скажу так: у нас на базе порядков на десять культура производства выше, чем у них. Но там почему-то город чище, чем у нас… вот что странно. Думаю, потому, что там культура населения совершенно другая, там урны стоят на каждой остановке. А у нас машина притормозила, водитель окурок выбросил и дальше поехал. Он не думает о тех, кто будет убирать, о том, что он – налогоплательщик и платит в том числе за эту уборку. А ведь сэкономленные на уличной уборке бюджетные деньги можно было бы направить в какое-то другое русло.

– Какими конкретно мерами вы планируете поднимать имидж предприятия? За счет чего можно повысить зарплату сотрудников?

– У нас на 2011 год разрабатывается финансовый план, который мы будем защищать в городской администрации. Там все сказано и о зарплате, и о качестве уборки. Это наше первое направление – уличная уборка. Второе направление – вывоз ТБО. На сегодня вал жалоб от населения, орловцы говорят, что мусор плохо вывозится. Мы разрабатываем программу по строительству и установке контейнерных площадок в частном секторе, но эти площадки тоже стоят денег. Когда мы сделаем эти площадки, подъездные пути к ним, люди начнут вовремя платить, тогда снимется проблема несанкционированных свалок, замусоренных берегов рек и т.д. К культуре, конечно, надо приучать со школьной скамьи. Надо объяснять людям, как важно поддерживать наш город в чистоте.

– В Орловском районе планируется строительство то ли полигона ТБО, то ли мусороперерабатывающего завода. Вы давно в этой отрасли, на ваш взгляд: нужен ли Орлу второй мусорный полигон?

– На сегодня губернатором Козловым подписано соглашение о строительстве мусороперерабатывающего завода, а не полигона по складированию ТБО, который у нас уже есть и переполнен давно. Там будет комплекс по сортировке и сжиганию отходов. Остальное превратится в минеральные удобрения, наши же жители будут их покупать для своих огородов. А нынешний полигон надо захоронить, засыпать, а если сегодня его тронуть… Вы же понимаете, там внутри газ, можно скважину пробурить, добывать его и какой-нибудь поселок отапливать. Так что трогать его нельзя, это опасные отходы. Мы же с вами не знаем, что было двадцать лет назад, что туда свозили, там может быть все, что угодно. А вот новое место под строительство завода – не под полигон (!) – нужно. И то же – по снегу: нужно делать плавильную установку, чтобы не загрязнять берега рек. Как в Москве: снег собрали, растопили и спустили в канализацию. Такие установки, как правило, ставятся вблизи коллекторов с большим диаметром, чтобы вода проходила напрямую.

– Помимо всего вышеперечисленного, что еще нужно городу, чтобы все-таки сделать его чистым и уютным?

– Что нужно? Чтобы народ наш стал немножко жить лучше, зарплату получал побольше, чтобы у нас строили жилье, чтобы его получали молодые семьи. Раньше были какие-то очереди, кооперативы, а на сегодня молодежь выкинута – где хочешь, там и живи. Ну зачем тогда говорить о смертности и рождаемости? И о том, чтобы орловцы не мусорили?