Экзамен на выживание

2023-06-23

Автор: Виталия Румянцева, фото автора

Конец мая и июнь – горячая пора для выпускников школ, сдающих ЕГЭ и ОГЭ. Нервы детей на пределе, психика не всегда справляется с испытаниями. Что делать, чтобы экзамен не стал смертельным, выяснял «ОВ».



«Мне не с кем поделиться»

Ночью на прошлой неделе меня разбудил звук сообщений в одной из соцсетей. Так как кроме журналистики я занимаюсь помощью бездомным животным, а они, например, могут попасть под машину не только в рабочее время, то на телефоне я круглосуточно.
«Извините. Даже не знаю, как сказать. Помощь нужна не кошке или собаке, а мне… Вы только, пожалуйста, не ругайтесь и не смейтесь, и не злитесь на меня. Мне больше не с кем поделиться, – писала мне, судя по фото на аватарке, девушка лет 15–17. – Я, как и вы, люблю животных, хочу стать ветеринаром, а мама говорит, что эта работа недостойная и копеечная, и заставляет поступать на стоматолога. А тут такое! Пришли результаты первых ЕГЭ, и у меня мало баллов. Мама говорит, я дура и позорю семью. Учителя тоже давят. Что мне делать?»
Полночи я общалась с уставшей от страстей по ЕГЭ девочкой, «плохой результат» которой заключался лишь в том, что она недобрала пару баллов до «вышки» (100) в ходе первых экзаменов. Сегодня школьнице оказывает психологическую помощь моя приятельница, детский психолог. К счастью, эмоциональное состояние подростка стабилизировалось. Но страшно представить, что могло бы случиться, не рискни написать мне ребенок в минуты отчаяния или не ответь я на то ночное сообщение (а девочка призналась мне, что готовилась к худшему). И таких примеров, к сожалению, немало.

 

Инструкций нет?

Скажу сразу, официальных данных о гибели школьников на фоне стресса от ЕГЭ нет. Но, согласно статистике Единой межведомственной информационной системы, на время экзаменов приходится 20% детских самоубийств.
Каждый год в СМИ появляются новости о суициде подростов из-за результатов экзаменов – низких или не соответствующих ожиданиям педагогов, учеников и их родителей. Так, несколько лет назад в Саратовской области родители нашли тело сына, в кармане которого лежала записка: «Мама и папа, я боюсь, что не смогу сдать эти экзамены. Не хочу, чтобы вам за меня было стыдно». В Новосибирской области подросток повесился, не добрав одного балла для поступления в авиационный институт. На Алтае ученик покончил с собой, после того как написал русский и математику на условные «двойки». На педагога, публично унизившего ребенка за плохие результаты, заведено уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».
Страх не сдать, не поступить, не оправдать ожиданий родителей и учителей толкает детей на крайние меры. Как же уберечь их от необдуманных поступков в период, наполненный стрессом и негативными переживаниями? Что сделать, чтобы больше не повторялись трагедии?
Теоретически в каждой школе должен работать психолог, отслеживающий эмоциональное состояние подростков. На практике же таких специалистов в общеобразовательных учреждениях нашего региона, по-видимому, не так много. Может, есть хотя бы «горячая линия» поддержки подростков?
За разъяснениями я обратилась в департамент образования региона. Вдруг там оперативно (ведь иногда счет идет на минуты) подскажут, что делать, если ребенок оказался на грани срыва. Однако мой вопрос поставил представителей ведомства в тупик. Началась чехарда с предложениями перезвонить через полчаса, набрать того-то, может, тот уточнит. В региональном центре оценки качества образования тоже развели руками, мол, не наше это направление работы. В итоге в обеих структурах предложили поискать информацию в их группах в соцсетях.
Но и там среди бахвальных отчетов о результатах ЕГЭ («Получить 100 баллов – разве не об этом мечтает каждый выпускник? Ученики Орловской области исполнили эту мечту!») я не нашла рекомендаций для тех, кто не может похвалиться такими итогами. Получается, сегодня, когда результаты ЕГЭ для многих возведены в ранг «все или ничего» и становятся в прямом смысле мерилом права на успешное будущее ребенка, в системе образования мало что сделано для эмоционального комфорта «идущих на бой»? Тем значимее становится роль родителей в качестве «эмоциональной подушки безопасности» для подростков
Как же мамам и папам поддержать свое чадо? Полезными советами поделилась с «ОВ» Наталия Ремизонцева, педагог-психолог.

Вместе справимся!

Для начала попробуйте ответить на вопрос, что важнее: «Счастье ребенка, доверительные отношения с ним или возможность похвастаться результатами перед обществом, а может, реализовать свои мечты/ цели через дочь или сына, воспринимая их не как самостоятельную личность, а нарциссическое расширение себя?»
Затем постарайтесь понять сами и донесите до подростка, что оценки или баллы – это, конечно, показатель эффективности работы, но он не может быть важнее жизни детей. Поэтому не запугивайте школьников неудачами (это часть жизни, а не трагедия). К сожалению, иногда мамы и папы, да и педагоги делают только хуже – начинают упрекать («Я не смогу тебя никогда простить», «Ты мне больше не сын/ не дочь», «Не сдашь экзамен – домой не приходи», «Это позор на всю жизнь и на всю школу»). Так ученик приходит к выводу, что успешная сдача важнее всего. И если он не сдаст, то потеряет доверие старших и смысл жизни. А так и до трагедии недалеко…
Психолог советует создать вокруг школьника спокойную атмосферу, не дать замкнуться подростку в круговороте стресса и надуманных проблем. Лучше заранее вместе с ребенком разработать обходные пути на случай, если он или она получит низкий балл («Да, мы расстроены. Ждали другого результата. Но мы вместе со всем справимся»).
Помните, экзамены и их результаты – это не конец света, а корочка вуза – не залог счастливой жизни. И троечники становились великими, а отличники скатывались в никуда. Дайте в случае провала время себе и ребенку переосмыслить ситуацию, подумать о том, чем он хочет заняться в ближайшее время. И, главное, просто будьте рядом.


Справка «ОВ»

В минувшую субботу, 16 июня, СМИ Брянской области опубликовали информацию о самоубийстве 17-летнего выпускника одной из школ Стародубского района. Якобы узнав результаты ЕГЭ (мальчик получил 22 балла – аналог двойки, то есть не преодолел нижний порог), школьник направился к местному озеру, где ближе к вечеру и обнаружили тело сына обеспокоенные родители. Как пишут брянские СМИ, одной из версий смерти ребенка является самоубийство на фоне стресса из-за низких результатов. В администрации Стародубского муниципального округа «ОВ» подтвердили информацию о гибели ребенка, но о причинах распространятся не стали.

 

Российские ученики, провалившие выпускные экзамены и оставшиеся без поддержки общества, самостоятельно создают сайты и группы, в которых оказывают психологическую помощь школьникам. Они делятся своими историями, дают советы. И, судя по комментариям разных лет, отговорили от суицида многих мальчиков и девочек, которые были готовы сделать непоправимое.