Елена Яковлева: «Тещам кажется, что их дочери достойны лучшего»

2018-10-05

Автор: Екатерина Шитикова, фото Вадима Тараканова

Одна из самых любимых актрис России продолжает дарить радость многомиллионной армии своих почитателей. В творческой копилке кинообразов Яковлевой уже свыше ста ролей. Перечислять их можно долго: это и мегапопулярная «Каменская», и сериалы «Вангелия» и «Склифосовский», и художественные фильмы «Черновик», «Елки новые», «Последний богатырь», и, конечно же, «Интердевочка», прославившая артистку на всю страну… А недавно она получила еще одно приглашение, на сей раз от известного актера, а теперь еще и молодого амбициозного режиссера Кирилла Плетнева сняться в его комедии «Семь ужинов». Мы встретились с Еленой Алексеевной на съемках этой картины и поговорили о ее экранных образах, о будущем отечественного кино и о жизни как таковой.



Актерская природа
– Елена Алексеевна, как вам кажется: какая из ваших героинь больше всего на вас похожа? Одно время вас, помнится, сравнивали с Каменской…
– Нет, мне ни разу никто не сказал: «Это вылитая ты!» Да я и сама не могу сказать, что какая-то работа в фильме или телесериале была для меня более близкой, чем другие. Актерская природа и заключается в том, чтобы что-то сыграть. Конечно же, на экране я проживаю жизни своих героинь. Но в основном они все равно произносят не мои слова: я бы сказала иначе и не так бы поступила. Причем не в какой-то конкретной ситуации, а вообще в любой.
– Какие у вас впечатления от съемок у Кирилла Плетнева в картине «Семь ужинов»?
– Я второй раз в жизни снимаюсь у режиссера-артиста. Раньше работала с Сергеем Юрским. И хочу сказать, что при этом на съемочной площадке присутствует особая атмосфера. Понятно, что режиссер знает всех персонажей изнутри, и Кирилл Владимирович, когда готовился к проекту, наверняка мысленно за всех артистов проиграл все роли – и мужские, и женские. И он примерно представляет, как это должно выглядеть. Поэтому для актера сниматься у режиссера-артиста – это довольно-таки ответственно.
Скажу по себе: я, партнерствуя с кем-то из молодых девушек или женщин постарше на съемочной площадке, всегда проигрываю каждый эпизод и за себя, и за нее. И когда уже потом смотрю результат, чем-то остаюсь довольна, а что-то мне хотелось бы исправить… Поэтому, считаю, что для Плетнева это вдвойне ответственно.
– А с ним как с актером вам сниматься не доводилось?
– Нет, это наш первый опыт совместной работы, первая встреча на съемочной площадке. Но он очень обаятельный и привлекательный, и мне он невероятно нравится как артист. У него были уже очень неплохие режиссерские работы. Поэтому я с удовольствием согласилась сниматься в его новом фильме.

Советчица-теща
– В комедии «Семь ужинов» вы играете маму главной героини в исполнении Полины Максимовой. Многие отмечают, что внешне вы с ней очень похожи…
– С Полиной мы, кстати, тоже до этого никогда не работали. Так вот, когда мы только увиделись с Кириллом Владимировичем на предварительной встрече, то он поделился своим наблюдением, что очень многие дочери и матери в какой-то период времени становятся очень похожими друг на друга. И поэтому мы с гримерами попытались с помощью макияжа максимально приблизить мою внешность к внешности Полины. Вот и весь секрет.
– Вы играете тещу, стремящуюся активно участвовать в семейной жизни дочери, давать ей советы. Вам близок этот образ?
– Знаю, что тещей в своей жизни я уже никогда не буду, поэтому – нет. Это просто мое представление о тещах.
– Сами в жизни никогда не сталкивались с такими тещами?
– Наверняка могла сталкиваться, так как у меня большое количество знакомых, уже являющихся чьими-то тещами. И довольно часто замечаешь, что многим из них не нравятся супруги, которых выбрали их дочери. Почему так происходит – непонятно. Мне кажется, что свекрухи, в число которых вхожу и я сама, намного терпимее и терпеливее. Наверное, мамам девочек все время кажется, что их дочки – самые лучшие, самые красивые и обаятельные, что они достойны лучшей жизни: их должны приглашать на все светские приемы, их портретами следует украшать обложки глянцевых журналов, и так далее. А рядом с ними – не принц и не олигарх, а обычный мужчина… Вот и моя героиня думает, что ее дочка могла бы найти себе избранника получше. Так, наверное, кажется каждой маме девушки…
– Можете чуть больше рассказать про свою героиню в этом фильме? Какая у нее профессия, какие увлечения?
– Мы всякое продумывали, в том числе и ее профессию тоже, хотя в сценарии это не прописано. Но все же в итоге решили в это не углубляться. Главным для нас было показать, что эта женщина имеет свое мнение по поводу жизни, знает, какой она должна быть. И она пытается свое представление спроецировать на дочь: капает ей на мозг по поводу ее семейных отношений, но все это ради того, чтобы героиня Полины Максимовой, как ей кажется, жила лучше. Но хотелось, чтобы теща пусть и капала, но из этого все равно вышло какое-то добро: или правильное формирование характера у дочери, или осознание у мамы, что не надо так активно навязывать дочке свое мнение. И если женщины, оказавшиеся в такой же ситуации, что-то близкое увидят в моей героине, то, может быть, поймут, какие они совершают ошибки. Но это ни в коем случае не нравоучение с моей стороны, а художественное отображение характера!

Кино вопреки всему…
– Где еще вас можно будет увидеть на экране в ближайшее время?
– Скоро выйдет новый фильм «Доминика», где основным моим партнером стал Андрей Чадов. Это очень смешное кино про девочку, которая в начале истории предстанет младенцем, но будет становиться старше каждый раз, когда начнет злиться. Я играю как раз Доминику, только уже в старшем возрасте. Режиссером картины стал совсем юный Олег Агейчев, это его первая большая работа. Я для себя решила, что хотя бы раз в год буду откликаться на просьбы молодых выпускников режиссерских факультетов, у которых пока нет ни громкого имени, ни бюджета. И вот мне позвонил этот замечательный мальчик. Когда я с ним встретилась, сначала подумала, что он не режиссер – так молодо он выглядел! Но случилось так, что он не только снял это кино, но уже получил за него множество наград.
– Чем еще вам запомнились те съемки?
– Знаете, скорее, тем, как они происходили. Люди буквально «на коленке» создают кино, у них практически ничего нет: ни хорошего технического оснащения, ни должного количества света, многое они вообще находят по знакомым и друзьям. Но при этом они делают фильм вопреки всему. И, к счастью, он у них получается. Это просто замечательно. И ты окунаешься в эту атмосферу после, скажем так, «бархатных» съемок у именитых режиссеров и кинокомпаний – и тут вдруг на тебе! Но все удается.
– А что вас мотивирует участвовать в таких проектах? Интересный сценарий, оригинальная идея или желание помочь молодым режиссерам?
– Мне просто интересно, что будет дальше с нашим кино. Кого выпускают сегодня наши доблестные педагоги ВГИКа, у которых жизнь тоже, наверное, не сахар… Да и зарплаты у педагогов маленькие. Да и это платное образование… Как можно выучить на хорошего режиссера или артиста за деньги? Я этого не понимаю. Поэтому мне хочется быть поближе к тому, что нам предстоит в дальнейшем. Время бежит очень быстро, и все меняется. Какое оно, новое поколение режиссеров? О чем они думают, чего хотят, почему их заинтересовала именно эта тема?..

Мечта о Тодоровском
– Елена Алексеевна, оглядываясь назад, вы хотя бы раз жалели о том, что выбрали актерскую карьеру?
– Нет, ни разу!
– О чем сейчас мечтаете?
– Очень бы хотела найти такого режиссера, каким был для меня Петр Тодоровский. Хотя бы похожего на него. Чтобы у нас с ним рождались одинаковые мысли и желания на съемочной площадке… Петр Ефимович умел так хорошо, подробно, по-доброму и по-честному разобраться с женской проблемой на экране… Ведь на женскую долю очень много всего выпадает: и быт, и работа, и еще куча всего… В наше время получается так, что на плечи женщины легло вообще все, и куда ни посмотри – в любой профессии присутствует женская доминанта. А Тодоровский очень любил женщин и с настоящей мужской любовью рассказывал о них в каждой картине. В своих работах он говорил не о каких-то политических делах или фантасмагориях, а показывал реальные истории, и делал это он с огромной любовью. Вот о встрече с таким режиссером я сейчас мечтаю…


Справка «ОВ»

Елена Алексеевна Яковлева – советская и российская актриса театра, кино, а также телеведущая. Родилась 5 марта 1961 года в городе Новоград-Волынский Житомирской области. В 2002 году ей было присвоено звание народной артистки РФ. Является лауреатом Госпремии РФ, а также дважды лауреатом премии «Ника» (1989, 1992). Кроме того, ей вручали премии «Золотой орел» (2005, 2017), ТЭФИ (2004) и другие награды.