Элина Малютина: «Создавать фильмы, чтобы они несли людям добро»

2020-03-25

Автор: Беседовал Андрей Елисеев

Элина Малютина – создатель документального кино, на языке которого пытается говорить со зрителем о духовно-нравственных ценностях, о высоких идеалах добра и справедливости. А поводом для такого разговора стали русские купцы, считавшие целью своей жизни служение Богу и Отечеству. Недавно Элина Эдуардовна вновь посетила Орел. Мне посчастливилось побывать на показе одной из серий ее документального фильма «Русское купечество. Служение России», проходившем в рамках проекта «Эхо кинофестиваля «Отцы и дети» в библиотеке им. А.С. Пушкина, и побеседовать с автором о добром кино, которое изменило ее жизнь.



О главном

– Элина, расскажите, с чего все началось? Как пришли к мысли заняться съемками документального кино? И почему именно о русском купечестве?

– В какой-то момент мне стало стыдно, что я так мало знаю о месте, в котором живу. Раньше ездила за границу – в Прагу, Вену, ходила на экскурсии, слушала все эти истории улиц, домов, городов. И вдруг поняла, что про чужое знаю больше, чем про свое родное. Тогда я стала гулять по улочкам Замоскворечья и поняла, что это и Прага, и Вена, и все остальное вместе взятое. Это кладезь людских судеб и совершенно потрясающих историй. Стоит проявить чуточку любопытства, и места, в которых живешь, открываются с другой стороны. Тогда понимаешь, какая Москва удивительная.

Мне понравилась мысль, что богатые люди России – купцы – соревновались не в том, у кого больше капитал, а в делании добрых дел. Смыслом их жизни было не накопительство, как многие полагают, а служение – Богу, Отечеству, людям. Лучшие представители русского купечества стали для меня нравственным ориентиром, образцом. На их примере мне захотелось показать, как прекрасна может быть жизнь, когда она наполнена таким служением. Именно это главная идея моего творчества и моих фильмов.

О фестивале в Орле

– Ваши фильмы не раз становились призерами различных кинопоказов, а на орловском фестивале «Отцы и дети» дважды удостоились высших наград. Поделитесь впечатлениями от орловского мероприятия.

– Впечатления, конечно, самые потрясающие. На других фестивалях, где я была, просто фильмы в зале прокручивают. Идет целый блок кино, и кто пришел, тот пришел. А на орловском мне понравилось, что Марина Геннадьевна (М.Г. Куликова – организатор кинофестиваля «Отцы и дети». – Прим. авт.) для каждого фильма подбирает, где его лучше показать, в каких местах, какой зрительской аудитории. Здесь кино идет к людям и быстрее доходит до людских сердец.

О зрителях

– Показы ваших фильмов проходят на различных площадках – от музеев и школ до вузов и храмов. Какова их целевая аудитория? Как воспринимают эти работы дети?

– Суть в том, что фильм про русское купечество затрагивает множество нравственных аспектов. Благодаря этому он интересен разным аудиториям: детям и студентам, предпринимателям, пенсионерам и даже чиновникам. Хочется, чтобы на этом фильме в первую очередь воспитывались дети.

Где-то я встречала совет: когда делаешь кино конкретно для молодежной аудитории, надо делать фильм специальным образом, чтобы под этот возраст его как бы заточить. Мол, у детей клиповое сознание, им надо, чтобы все было быстро, чтобы все менялось. Я так не могу. В действительности надо делать так, чтобы было интересно и близко мне самой как автору. Как в поэтических строчках на эту тему: «Для себя пиши, для своей души, и тогда тебя все поймут».

Что касается того, как воспринимают фильм дети. На просмотрах всегда есть люди, которые сидят в телефоне или скучают. Но я вижу и много заинтересованных лиц. Большая часть зрителей полностью поглощена фильмом, и я считаю, это самое главное.

Один пример приведу. Я показывала фильм в Свято-Димитриевской школе в Москве. Там были дети тринадцати-четырнадцати лет, присутствовало несколько групп, и мой показ частично совпал с обеденным перерывом в одной из них. В какой-то момент половина аудитории опустела. Я слегка расстроилась, потому что ушли девочки, которые были заинтересованы, я видела это. Думаю, ну хорошо, пусть досматривают те, кто остался. А минут через десять прибегают эти дети и садятся на свои места. Уже потом мне рассказала преподавательница, что девочки быстро поели, потому что очень хотели досмотреть фильм. Для меня это был самый большой подарок.

– Бывают непредсказуемые или забавные ситуации на показах?

– Несомненно. Я показывала фильм в летнем лагере, там были дети от семи лет. Воспитатель сказал, что они не выдержат длительного просмотра (я планировала показать две серии), что ребята точно заснут, так как не спали ночью, были утомлены. Он предложил прерываться каждые десять минут и о чем-нибудь разговаривать с детьми, чтобы их взбодрить. Мы стали смотреть фильм, я пыталась что-то говорить между эпизодами, но быстро поняла, что этого не надо делать. Потому что они смотрят и так. Но самое смешное, что дети досмотрели до конца с неослабевающим вниманием, а заснул этот воспитатель.

О планах и отдыхе

– Планируете продолжать цикл фильмов о русском купечестве? Нет ли желания затронуть другие важные темы?

– Да, я хочу эту тему проработать до конца, потому что есть очень много неохваченной информации, совершенно новой, удивительной, интересной, про моих замоскворецких купцов. Есть несколько важных личностей, про которых хочется снять отдельные серии фильма. А дальше будет видно.

– Ваш сайт в интернете с говорящим именем «Доброе кино» (dobroe-kino.ru) сообщает, что вы программист, кандидат физико-математических наук. Это мешает или помогает процессу создания фильмов?

– Мне кажется, помогает. Ведь фильм – это не просто набор информации, в нем должна быть какая-то идея, конкретная сюжетная линия. А математическое мышление помогает все логически выстроить, разложить по полочкам, составить четкий план, чтобы в полной мере донести центральную мысль автора до зрителя.

– Как проводите свободное время? Есть ли какие-то предпочтения в плане отдыха?

– Фильмы я создаю в свободное от работы время. Они и есть мой отдых. Раньше я куда-то ездила, чтобы расслабиться. А когда занялась съемками, жалко стало тратить время попусту. Если я неделю посижу в своем фильме, у меня ощущение, будто где-то побывала, в каком-то интересном месте. И мне нравится, что есть конкретный результат такого отдыха. Это наполняет мою жизнь глубоким смыслом: создавать фильмы, чтобы они несли людям добро.