Если бы Маяковский жил сейчас

2024-05-24

Автор: Анастасия Девичева, фото с сайта ОГИК

16 мая в Орловском государственном институте культуры прошел показ фильма «Мотыль. Свет. Пламя. Пыль» (18+) режиссера Владимира Аршинина и продюсера Влады Родиной. Картина посвящена 130-летию со дня рождения Владимира Маяковского. Об истории создания кинокартины, актуальности темы, а также о мыслях и чувствах, которые она вызвала у зрителей, читайте в материале «ОВ».



Любовь vs творчество

Главный герой кинокартины, которого все зовут Мотыль, – молодой талантливый поэт-бунтарь. Он записывает свои стихи в любимом красном блокноте, не имеет постоянного места жительства и часто выступает в баре, где публика давно к нему привыкла. Настоящее имя Мотыля – Костян, но так к нему почти никто не обращается.
Мотыль безответно влюблен в Лину – жену продюсера Льва. Тот предлагает ему контракт, сулящий большие деньги. И поэт соглашается на все ради того, чтобы жить под одной крышей со своей музой.
Герой уходит из бара, больше не читает там стихов, полностью погружается в свои чувства и продолжает писать. Но Лина не собирается разводиться со Львом, ведь они женаты уже десять лет. «Сколько раз тебе повторять, Щен, я не люблю собак. И кошек я не люблю. И родителей. И даже себя», – говорит она Мотылю с легкой улыбкой и все равно оставляет его возле себя. Их встречи заканчиваются изменой Лины своему мужу, но всех троих это мало волнует.
Дальше все становится еще запутаннее: Лев начинает вторгаться в творчество Мотыля, заставляя того вносить правки в стихи. Поэт сначала не понимает, почему он должен делать это, но в растерянных чувствах все же переписывает особенно «неудобные» моменты. Мотыль делится переживаниями с Линой: «Ведь если менять слова, тогда поменяется и смысл!». Однако девушка советует ему «не обращать внимания и просто писать».
В какой-то момент ситуация становится для Мотыля невыносимой. Он осознает, что не может сочинять стихи так, как требует Лев. У литератора все чаще начинают случаться приступы агрессии. Как раз в один из таких моментов, чтобы успокоить взбесившегося поэта, Лев накидывает на него одеяло и «душит».
После этого инцидента Мотыль покидает дом Лины и Льва, выбирая свободу. Он слоняется по улицам без дела, курит и отдает все свои деньги уличному музыканту…

Поэт и современность

По словам режиссера, за основу сюжета была взята реальная история Маяковского и его жизни с семьей Брик. Однако автор кинокартины решил поместить своего героя в современные условия. Ему хотелось показать зрителю, как поэт жил бы в наши дни.
Темы и идеи в фильме затрагиваются разные, многие из них экзистенциальные. Что важнее: любовь или искусство? Какой выбор сделать поэту: зарабатывать деньги или писать для души? Можно ли продавать свое творчество?
На примере Мотыля режиссер показывает, что искусство неподвластно цензуре. Сначала герой пытается меняться, подстраиваться под заказчика, загонять себя в рамки, но в итоге не выдерживает. Его «взрыв» – результат давления и попыток сделать молодого поэта «удобным».
Мотыль и Маяковский – два бунтаря, которые идут против «нормального» и привычного. Они безответно влюблены, испытывают от этого боль, но и одновременно подпитываются вдохновением. Поэты похожи и тем, что ценят свободу превыше всего.
Автор фильма дает еще один важный посыл – общество должно говорить о молодых поэтах, их проблемах. Часто начинающих литераторов никто не поддерживает, а им и их творчеству нужна помощь.

Секреты и находки

После просмотра состоялся диалог со зрителем. Началось общение, конечно же, с вопросов об истории создания кинокартины и выборе героя, позже оно перетекло в плоскость авторского видения идеи фильма, а закончилось раскрытием режиссерских секретов и находок. На вопросы присутствующих на мероприятии отвечал режиссер Владимир Аршинин, дополнила его ответы продюсер Влада Родина.
– Как вам пришла идея фильма?
– Эту картину мы подготовили к 130-летию Маяковского. За основу взяли историю семьи Брик, их союза с Владимиром Маяковским и решили пофантазировать. Предположили, как бы жил Маяковский, как бы мог существовать сегодня. Вот так и родился у нас Мотыль. Так примерно, мне казалось, могла проявляться природа великого поэта в наше время.
– Фильм больше про жизнь поэта или свободу человека?
– Про свободу поэта, который занимается творчеством и у него всегда все честно, он не может заставить себя врать. Акцент был сделан на этом.
– Насколько сложно было внедрять в сценарий стихи, чтобы это выглядело естественно?
– Я обращался к ситуационному методу. То есть нашел ситуацию и «прилепил» туда главного героя. Там уже стали складываться стихи, появилась
какая-то жизнь – со своими идеями, со своими отношением, позицией. И стихи сразу же стали уместными.
Более подробный ответ на этот вопрос дала Влада Родина:
– На самом деле основной задачей было совместить энергию Маяковского и современных поэтов. То есть стихи, которые вы слышали, – это прообразы Маяковского, написанные Константином Патовым. А стихи, которые читали ребята, принадлежат им же – современным поэтам.
Когда писался сценарий, мы просто просили молодых литераторов присылать нам свои работы, поясняли, какая у нас атмосфера, о чем мы пишем в этой сцене. И они отправляли нам варианты, которые мы рассматривали и внедряли. Изначально была поставлена такая задача: мало кто знает современных поэтов, но все в курсе, кто такие Маяковский, Есенин, Пушкин и другие. Хочется показать, что энергия этих людей существует уже сейчас, в наше время. В другой форме, в других словах, в других людях, она никуда не делась.


Справка «ОВ»

Режиссер Владимир Аршинин и продюсер Влада Родина поделились с «ОВ» творческими планами на ближайшее будущее: «Сейчас в разработке история о поэте Корнее Ивановиче Чуковском и о его младшей дочери Мурочке. Не многие знают, но большинство его известных стихов были написаны в тот период, когда девочке поставили неизлечимый в то время диагноз – туберкулез. Литератор вместе с ней рифмовал строки, чтобы отвлечь ребенка от болезни».