Фанфики – это серьезно

2023-07-20

Автор: Ксения Азаренкова, фото автора

Наверное, многие, прочитав книгу или посмотрев фильм, хотели бы увидеть продолжение или внести правки в сюжет. Есть и те, кто от желаний переходит сразу к делу, параллельно закрывая свой «писательский гештальт». Такие шедевры фанатов в Орле изучает целая научная лаборатория – Фандом науки. Корреспондент «ОВ» побывала там и познакомилась с современными авторами и их произведениями.



Не графоманская забава

Фанфикшн (от англ. fan fiction – «фанатская проза») – это далеко не графоманская забава для юношеского возраста, а новый вид творческой практики. С ним уже начали считаться издатели, сценаристы и режиссеры.
«В том виде, в каком он существует сегодня, этот вид литературы обязан выходу в США в 60-х годах XX века культового сериала «Звездный путь». Первый фанфик был написан по его мотивам и высмеивал главную героиню Мэри Сью, которая впоследствии стала типичным для фанатского творчества маркером «ложного идеала». Годы шли, а вместе с ними менялось восприятие мужских и женских образов: на смену восторженности и романтизму пришли феминизм и независимость. В общем, все эволюционировало, как и в художественной литературе: надоел разум – давайте чувства, надоели чувства – давайте стремление к мечте и борьбу за нее и т.д.», – рассказывает орловчанка Мария Федорчук, автор кандидатской диссертации по фанфикшн. Кстати, одной из пяти, существующих в России.
Филолог добавляет, что на данный момент на пике популярности во всех фандомах – фэнтези, фантастика и виртуальная реальность. А фанфики – самые популярные книги последних лет. Например, «50 оттенков серого» (фанфик сериала «Сумерки»); «После» (фанфик «50 оттенков серого»).
Многие современные авторы на книжные рынки теперь выходят прямиком из фанфикшн, где художественная реальность создается на голом энтузиазме. И иногда именно здесь рождаются новые литературные имена, за которыми охотятся издатели.

Фандом науки: начало

История уникального для нашего региона и всей страны научного сообщества – Фандом науки – началась с трансформации «наказания» для любого студента-филолога в любовь всей жизни. Будучи студенткой института филологии ОГУ им. И.С. Тургенева, в 2015 году Мария Федорчук пошла на спецкурс по фольклористике, где почти полгода взахлеб читала фанфики и писала свой по Гарри Поттеру.
Осознание того, что и она «так может», а также предвкушаемая скорая реализация детской мечты – стать писателем подтолкнули Марию к следующим шагам – написанию курсовой, диплома и кандидатской. Для защиты диссертации ей требовалась доказательная база в виде научных статей и репрезентативного материала, которую по крупицам пришлось создавать студентам-практикантам. Со временем из кружка энтузиастов орловские филологи переквалифицировались в исследователей фанфикшн, известных теперь за пределами России. В общей сложности в довольно короткое время ими было написано около 50 работ, научных и художественных.

Фанфикшн и его исследователи

Дарья Провоторова в составе Фандома науки прошла путь от студентки-первокурсницы до выпускницы. Девушка занималась исследованием романтизации депрессии и тем, как этот прием влияет на ход сюжета.
Тамара Гасанян защитила диплом с патриотичной темой – «Русский мир в «Гарри Поттере». В «Поттериане» ей удалось отыскать аналоги таких отечественных героев, как Баба-яга (в фанфикшн предстает в образе эффектной женщины) и Антонин Долохов, прототипом которого стал Федор Долохов из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, чьи черты характера классик «позаимствовал» у своего дяди.
Алина Троицкая и Мария Васина, студентки института филологии, занимаются изучением фольклорных мотивов в фанатском творчестве. Их внимание привлекли традиционные для русской культуры злодеи (Баба-яга и Кощей Бессмертный), а также былинные богатыри. Оказалось, в фанфиках образы последних отличаются от канонических: Илья Муромец – народный любимец, Добрыня Никитич – гуляка и выпивоха, а Алеша Попович – красивый, но недалекий.
Еще одна исследовательница орловского Фандома науки, Маргарита Пронина, занимается изучением современной массовой литературы – романтического фэнтези. Работая с текстами зарубежных и российских писателей, девушка выявила ряд типичных жанровых черт, позволяющих выделить ромфант в отдельный популярный сегодня субжанр.
Выпускница института педагогики и психологии Наталья Шамова свой опыт изучения фанфикшн использует в работе. Мир фанфикшн помогает молодому преподавателю по-новому преподнести материал ученикам и позволяет понять, что «проходит мимо них», на чем стоит заострить внимание ребят.


Справка «ОВ»

Разъяснения «для чайников»

Прежде чем заходить на порталы, где размещаются фанфики, стоит изучить базовую терминологию. Как и на киноресурсах, здесь существует понятие «рейтинг». Правда, вместо оценки пользователей это слово означает тут «возрастной ценз». Если увидите G, то можете читать всей семьей; PG – с 14 лет; R – в тексте присутствуют грубая лексика, сцены жестокости (без подробностей), ну а No Сhildren – это обозначение 18+.
Важный этап – это выбор пэринга (персонажа). В сообществах каждой страны их огромное разнообразие. Но на первой строчке в рейтинге стоят Гарри Поттер и сериал «Сверхъестественное».
Говоря о терминах, стоит назвать и литературные размеры: драббл, мини, миди, макси. Первый обозначает небольшую зарисовку, сродни коротким заметкам в социальных сетях; мини – это рассказ, миди – повесть, ну а макси – роман.
Кстати, многие фикрайтеры (от англ. fic-writer – «автор фанфика») предпочитают начинать свой творческий путь не иначе как замахнувшись на макси (текст за 1000 страниц). К тому же, неопытные авторы обычно заранее не продумывают весь сюжет, и все развивается словно в сериале.