Феномен орловского авангарда

2023-04-05

Автор: Ксения Азаренкова, фото автора и из группы ВК «НеГалереи»

Месяц назад на фасаде дома №6 по улице Ленина, что у Александровского моста в Орле, появилась броская табличка «НеГалерея современного искусства». Конечно, мимо такого не мог пройти корреспондент «ОВ» – и побывал в первом в Орле музее такого рода, познакомился с его создательницей, а также изучил работы местных художников.



Дом искусства

«Прежде чем это помещение – с четырехметровыми потолками и лепниной, архитектурными розетками, пилястрами с капителями и арочными окнами – стало «НеГалереей», прошло полгода. Это только на первый взгляд кажется, что современному искусству не место в подобном интерьере. Меня привлек этот диссонанс формы и содержания, захотелось сыграть на противоречии. И, кажется, получилось, – делится автор проекта Ирина Семкина. – Мы встроили «сегодня» во «вчера», и теперь они отлично уживаются друг с другом: большие окна дают потрясающее естественное освещение, комфортное зонирование пространства позволяет уместить на небольшой территории два выставочных зала, мини-библиотеку, офис и киноклуб с театром теней.
Изучать феномен востребованности локального современного искусства будущий искусствовед-куратор (в прошлом – корпоративный юрист со стажем работы более пятнадцати лет) собирается в собственноручно созданном для этого арт-пространстве. Два года назад Ирина решила получить второе высшее образование, а для реализации прикладной части своих исследований вернулась в Орел, где жила в конце 90-х. Помимо решения организационных проблем по поиску помещения, закупок материалов и ремонта, студентке факультета истории искусства Российского гуманитарного университета пришлось познакомиться и завязать общение с местными художниками, выставочными площадками и образовательными институциями. Эта работа вылилась в проект «НеГалерея» и стала частью диссертации Ирины.

Виток современности

Мероприятия в «НеГалерее современного искусства» (16+) проходят самые разные, как говорится, на любой вкус. Например, увлекательные беседы о направлениях в искусстве и их восприятии, где лекторами выступают сама Ирина Семкина, член Союза дизайнеров России, преподаватель Орловского художественного училища Виктор Панков, а также краевед и искусствовед Дарья Фурманская. Или настоящий перформанс, в котором однажды посчастливилось принять участие некоторым орловцам – гости «подсказывали» художнице Людмиле Капитоновой цветовую палитру для ее фовистского пейзажа «Дворянского гнездо».
Один из способов времяпрепровождения на островке орловского современного искусства – посещение городской лаборатории «поиска чего-то нового» Сергея Диденко. Согласно его задумке, в течение двух месяцев люди без художественного образования работают в ключевых художественных стилях, с сухими и жидкими материалами, с линиями и пятнами, с конструктором и коллажем, чтобы создать, возможно, шедевры уже нового экспериментального искусства.
И выходные здесь выдаются насыщенными. По воскресеньям в «НеГалерее» традиционно проходят паблик-токи – циклы публичных встреч, где обсуждаются художественные и околотворческие темы. Первая из них, например, была посвящена андеграунду в стенах музея – на протяжении полутора часов творческая молодежь рассуждала, есть ли для него место в выставочном пространстве. Эти дискуссии фиксируются на камеру и размещаются в социальных сетях «НеГалереи», позволяя виртуальным зрителям «по ту сторону монитора» узнавать для себя что-то новое.

Выпадает из мейнстрима

… Нетипичному современному искусству, выпадающему из «мейнстрима местного художественного ландшафта», автор проекта присвоила условный термин «орловский авангард». Образовательный цикл, по задумке Ирины Семкиной, включает пять выставок: «Фовизм», «Экспрессионизм», «Абстракционизм», «Сюрреализм/поп-арт», «Современная фотография» и открывается модернистским течением во французской живописи периода постимпрессионизма.
На размещенном перед входом в экспозицию интерактивном экране можно увидеть мировые шедевры фовизма. Это готовит посетителей к знакомству с орловским авангардом – за плотным бархатным занавесом скрываются 35 работ живописи, скульптуры, графики, фотографии, пэчворка, текстильного искусства и бумажной инсталляции наших земляков. Намеренная «безымянность» шедевров объясняется самим авангардом, для которого характерно отсутствие названий. Подробную информацию об экспонатах можно узнать, наведя камеру смартфона на QR-код, размещенный возле каждого арт-объекта.
Начать погружение в искусство стоит с первой работы экспозиции – фотографии Алексея Бородина, на которой городской пейзаж предстает в ярко-красных тонах. Этот «алый прямоугольник» – не что иное, как запечатленная реальность без наложения фильтров и магии фотошопа. На соседнем снимке авторства Юрия Требухина – вид колеса обозрения из городского парка культуры и отдыха, покоряющий разнообразием цветов: от ярко-голубого неба до малиново-желтых рядов кресел.
По соседству с фотоискусством – живопись кисти Милы Гавриловой, Анатолия Федая, Елены Новиковой и Юрия Черных. Натюрморты маслом и графические городские пейзажи роднит колористика фовизма.
В центре зала зрителя ждут необычные инсталляции: пластилин в мясорубке, разноцветные колпачки и катушки, колоски мятлика и бумажные пружинки Хельга Митрофанова, а также полотна текстильного искусства Светланы Мухиной…


Справка «ОВ»

15 апреля на смену яркому фовизму придет экспрессионизм. Гостей ждет кураторский микс из разных художественных медиумов: живопись, скульптура, фотография, видео-арт и инсталляции.