«Фея кукол создавала, мастерила, колдовала» (6+)

2020-03-01

Автор: Наталья Смоголь

Всем и каждому известно, что такое дочки-матери. Это ближайшие родственники соседних поколений, это неустаревающая игра, это, наконец, двухсерийный фильм 1974 года С. Герасимова по сценарию А. Володина и сериал 2007-го. Но кто знает, что такое дочки-матери в квадрате? Я теперь знаю! Это озарение снизошло на меня после посещения Музея коллекционных кукол, который находится в Орле, он открылся 1 октября 2016 года первым в России.



Кукольное царство

Частная коллекция Наталии Алешиной при заинтересованной поддержке ее мамы Людмилы Алешиной за 20 лет превратилась в музейную экспозицию, которая стала детищем этой семьи (отец и брат – тоже активные помощники). Какой удивительный запас энергии нужно иметь, чтобы «играться» одновременно с тысячей кукол!

В настоящее время посетители могут увидеть 640 экспонатов и оценить уровень скрупулезной работы над костюмами, аксессуарами, мимикой и жестами кукольных персонажей. Они, конечно, не такие требовательные, как тамагочи, и не столь неугомонные, как покемоны, но свою долю внимания требуют сполна: их нужно выискивать, приобретать и размещать, обшивать и даже создавать. Авторская кукла, одним словом! Когда из семейного увлечения идея превратилась в социально-культурный проект, ответственность, я полагаю, возросла в разы.

Скажу честно, кукольное царство никогда не кружило мне голову, в детстве бумажные одежки вырезанных красавиц меня вполне устраивали, а распашонки на пупсов, к сожалению, так и остались верхом моего рукоделия. Ну что ж, каждому свое. Тем более впечатляющим оказался визит в это жилище реальных и вымышленных героев, застывших за стеклянными витринами.
Вполне предсказуемо, что корневищем данной коллекции стала знаменитая Барби от фирмы «Маттел» – игрушка, которая в 80-е годы прошлого века превратилась в коллекционный экспонат. Потом этот бизнес разошелся по миру и стал радовать в основном взрослых.

Действительно, это красавицу уж точно не протащишь за волосы по песочнице и не забудешь на лавочке в сквере. Во-первых, даже голая кукла стоит тысячу долларов, и столько же одежда на нее. Во-вторых, их тираж, 100–300 штук, сразу превращает игрушку в эксклюзив. Кроме того, все они сертифицированы, обладают паспортами и представляют собой элиту в этом специфическом мире.

Богини всех континентов

В очередной раз убеждаешься в зеркальности всего происходящего: человек, используя свой дар и попутный ветер Фортуны, становится известным в какой-либо области – и тут же его образ, как счастливый талисман или же удачный бренд (что, наверное, стоит рядом), начинают тиражировать в различных областях. И такая память о выдающихся личностях имеет полное право на существование.

На двух этажах музея мы увидим принцессу Диану, которая занимает третье место в списке ста величайших британцев, и Мэрилин Монро, актрису, певицу, секс-символ 50-х годов прошлого века, президента США Джона Кеннеди и музыкальных легенд: Элвиса Пресли, Джона Леннона, Фредди Меркьюри, Курта Кобейна. Там же вас встретят величайший ученый Альберт Энштейн, эксцентричный актер Джонни Депп и множество медийных личностей нашей информационной эпохи. Остается ожидать появления в ближайшем времени обладателя долгожданного Оскара Хоакина Феникса в роли Джокера.

Киногурманы смогут по достоинству оценить масштабную коллекцию героев культового фильма по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», ведь огромный витраж заставит вспомнить и внешность любимых героев, и особенности моды, и суть социальных и межличностных конфликтов.

Особую часть экспозиции представляют куклы, созданные по иллюстрациям художников Чарльза Джибсона, который утверждал своим творчеством в американских журналах прошлого века эталоны женской красоты, и Нормана Роквелла, который рисовал сюжетные картинки бытового плана. Детально проработаны сцены на пляже, улице, в магазине и других пейзажах и интерьерах. Таким образом и возникают инсталляции, которые знакомят с бытом, нравами и модой прошлых времен. Богини всех континентов поражают красочностью и пышностью национального колорита. Одним словом, когда за дело берутся увлеченные люди, пользу от этого может получить каждый из нас.

Новая часть экспозиции связана с мультипликационными сказками и фэнтези, ведь современная фильмография определяет спрос на визуальную продукцию. Так в экспозиции появились герои «Гарри Поттера», «Алисы в Стране чудес», «Золушки».
Создатели «кукольного дома» в Орле предлагают своих детищ широкому кругу посетителей: и дети, и взрослые, особенно киноманы и меломаны, найдут здесь близкие сердцу образы и сюжеты. Очевидно, преданность делу и постоянное развитие позволили орловскому музею в 2019 году войти в Ассоциацию частных музеев России и поучаствовать на выставке в Сокольниках, куда привезли свои экспозиции более ста музеев-коллег.

Модницы далеких эпох

Авторские куклы, но теперь уже комодные, гостили на последнем месяце зимы в Орловской областной детской библиотеке имени М.М. Пришвина. Их создателем стала автор нового направления Яснополянской керамики Юлия Лыкова. 20 кукол в костюмах XVIII и XIX веков узнаваемо воспроизводили героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и повести «Барышня-крестьянка», прозы И.С. Тургенева, драмы А.Н. Островского «Бесприданница», романов Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».

Одиночные и парные фигуры отличались каким-то аристократическим изяществом, колористической сдержанностью и даже психологизмом: на лицах читались эмоции, руки будто бы застыли в естественном жесте. Модницы с кринолинами и турнюрами, с глубокими декольтированными вырезами и скромными воротничками словно пришли к нам из отдаленных эпох.

Виды и цвета глины из Ясной Поляны позволили создавать керамические произведения с ангобной росписью, которая наносится до обжига и придает фигурам особый колорит. К тому же наряды кукол украшены растительным орнаментом из гербария Софьи Андреевны Толстой, собиравшей экспонаты будущей коллекции на территории усадьбы. И поскольку изначальным предназначением изделий была задача развлекать гостей, занимать их внимание до начала какого-либо действа, все они отличаются продуманностью, акцентом на деталях, особой выразительностью. В окружении кружев, столового фарфора, книг и канделябров герои выставки выглядели необыкновенно атмосферно.

Быть взрослым всегда и везде все же ужасно скучно, может, позволить себе вынырнуть из океана суеты и забот на островок детской непосредственности и всепоглощающей игры!