Филармония – драгоценный камень без оправы

2010-09-18

Автор: Дарина Шестопалова

Классическая музыка, как и прежде, не утратила своей глубины и актуальности. Однако российский музыкальный рынок диктует свои правила спроса и предложений. Зачастую духовную жажду людей утоляют скудные и грязные источники поп-культуры. Это заслоняет богатейшее наследие русской и зарубежной музыки разных столетий, стилей и направлений. И классика живет тихой, незаметной жизнью.



Оплотом и сердцем классической музыки в нашем городе является филармония. 27 сентября она открывает свой новый музыкальный сезон. О его особенностях, сюрпризах мы поговорили с художественным руководителем филармонии Дмитрием Коваленко.

– Дмитрий Олегович, что из себя представляет современная филармоническая аудитория?

– Наши музыкальные вечера посещают самые разные люди, в первую очередь те, кто имеет постоянное общение с музыкой: студенты музыкальных училищ и вузов, профессиональные исполнители и участники самодеятельности, юные музыкальные дарования, люди, воспитанные на классике.

– А как донести произведения классической музыки до людей неподготовленных и, в частности, до молодежи?

– У нас есть, например, программы, рассчитанные на школьников. В форме бесед, лекций мы говорим с ребятами о музыке, иллюстрируем наши беседы исполнением сюит, романсов, отрывков из опер. Молодым адресована наша программа «Музыка кино». В ней звучат мелодии из любимых отечественных и зарубежных кинофильмов. Планируем исполнить музыку из кинофильмов «Титаник» и «Властелин колец». В нашем репертуаре сюиты на темы «Битлз», «Аббы», оперы Андрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

Молодежь острее чувствует ложь. Если музыка сделана глубоко, серьезно, с настоящими чувствами – никто не останется к ней равнодушен. Наши музыканты выступают в университетах, технических училищах, лицеях, гимназиях, выезжают в районы. В месяц губернаторские хор «ЛИК» и симфонический оркестр проводят от четырех до шести выступлений. Если слушатель чувствует радость, очищение, просветление от музыки – это плоды нашего труда, сердца.

– Влияют ли предпочтения аудитории на концертную программу?

– Да, мы учитываем интересы аудитории. Например, к нам приходят школьники, изучающие творчество Пушкина, Фета, Тютчева, Блока. Лектор-музыковед, солисты филармонии, камерный хор готовят произведения Чайковского, Рахманинова, Калиникова, Свиридова на слова этих поэтов. Таким образом, учебный процесс находится в одной струе с процессом восприятия высокой классической музыки.

У нас есть программы, рассчитанные на детей младшего возраста: музыкальные миниатюры-картинки, сказки. В прошлом году наш оркестр поставил сказку Прокофьева «Петя и волк». Еще мы сделали программу «Путешествие по оркестру», где каждый инструмент имеет свое соло. Хотим сделать целиком танцевальную программу, где будут исполняться латина, румба, фокстрот, другие популярные танцевальные жанры. Для части молодежи эти мелодии знакомы, особенно для тех, кто занимается бальными танцами.

– Интересно, что нового подготовили вы для орловской публики?

– 27 сентября в зале Орловского драматического театра им. Тургенева мы открываем очередной концертный сезон и фестиваль искусств «Орловская музыкальная осень-2010», а также празднуем 10-летие Орловского губернаторского симфонического оркестра.

В программе концерта – музыка Виктора Калинникова, Михаила Глинки, будет исполнен Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского (солист – наш любимый земляк, лауреат международных конкурсов Даниил Цветков).

Ряд прекрасных оркестровых пьес прозвучит в исполнении юбиляра – нашего симфонического оркестра, дирижировать которым в этот вечер будут заслуженный артист России Михаил Репка и Василий Шкапцов, молодой, но уже снискавший уважение музыкантов и любовь зрителей дирижер.

В течение фестивального периода (а это более месяца) зрители услышат камерный дуэт из Санкт-Петербурга – Ивана Александрова и Чингиза Османова. Смогут побывать на выступлении пианиста из Москвы Елисея Бабанова, также на концерте талантливого орловского дуэта «Пара Лель», обладающего своим неповторимым стилем, в основе которого – лучшие образцы бардовской песни. В октябре пройдет очередной концерт проекта «Джазовая лаборатория». У нас в гостях москвичи – уже известный нам Антон Котиков, а также лауреаты конкурсов Полина Засорина и Егор Путилов. 3 ноября в филармонии состоится концерт, посвященный Дню народного единства. И завершится фестиваль большим концертом губернаторских творческих коллективов – камерного хора «ЛИК» и симфонического оркестра.

Фестиваль закончится, но концертное полугодие имеет свое достойное продолжение. Наших слушателей ждет много интересного.

– Сколько стоит входной билет на концерт филармонии? Есть ли у вас скидки?

– Билет на филармонический концерт стоит от 80 до 100 рублей, скидки на филармонические концерты в каждом отдельном случае устанавливаются администрацией филармонии и предусмотрены для молодежи, обучающейся музыке, а также ветеранов труда, кавалеров орденов Славы, Героев Советского Союза и России, ветеранов войны и тружеников тыла Великой Отечественной войны.

– Помогает ли в вашей работе рыночный принцип «спрос рождает предложение»?

– Если мы будем смотреть только на спрос, то вообще потеряет смысл существование нашей организации. То, что приносит деньги – хорошо, но то, что подчас не приносит большого и сиюминутного дохода, но делает человека человеком, поднимает его душу – это надо поддерживать в первую очередь. Понимать это и помогать нам должно в первую очередь государство, которое, по идее, должно быть заинтересовано в развитии и счастье каждого его гражданина. К сожалению, такая поддержка весьма слаба. С 1939 года филармония не имеет своего помещения, концертного зала, инструментов высокого профессионального качества, надежного транспорта для артистов.

В нашем маленьком музейном зале хорошо звучит квартет, сольное пение, но не оркестр. У нас нет постоянной площадки, за каждое выступление приходится платить арендную плату.

Мы имеем товар – концертную программу, но не имеем достойного обрамления – своего зала, где была бы хорошая акустика. Ведь зритель, для которого все и делается, должен чувствовать себя комфортно, слушая музыку.

Многие проблемы нашей организации упираются банально и просто в недостаток денежных ресурсов.

– А кто финансирует орловскую филармонию?

– Мы получаем деньги из областной казны. Однако восемьдесят процентов музыкантов играют на своих инструментах, и только двадцать – на филармонических.

Когда-то на выделенные предыдущей областной администрацией средства мы раз в год ездили в Москву и приобретали там великолепные инструменты. Сейчас такой возможности нет. Денег хватает только на заработную плату артистов, притом очень скромную. Стоит ли после этого удивляться, что наша талантливая музыкантская молодежь уезжает в столицу или еще дальше – за границу?!

– Орловские музыканты востребованы за рубежом?

– Хороший исполнитель всегда востребован. В Европе он может играть вторую скрипку, но получать в несколько раз больше, чем первый скрипач на Родине. К слову сказать, наши музыканты очень котируются за рубежом, так как подчас при гораздо более сложной работе и большей нагрузке в оркестре им можно платить столько же или несколько меньше, чем «своим» музыкантам, исполняющим аналогичную или меньшую работу.

– Можно ли предложить программу орловской филармонии за границей?

– Хоть за границей и большая конкуренция, однако и там у нас был успех: хор «ЛИК» неоднократно выступал за границей, неоднократно занимал первые места на авторитетных конкурсах (Израиль, Чехия). В свое время (более 30 лет назад) активно концертировало орловское трио баянистов: Виктор Михеичев, Михаил Репка и Анатолий Кочергин. Этот знаменитый коллектив являлся многочисленным лауреатом различных музыкальных международных форумов, имел отечественные награды.

Неоднократно пел за рубежом, в странах Западной Европы, солист филармонии – заслуженный артист России Александр Алексеев. Многие артисты симфонического оркестра участвуют в различных временных отечественных и зарубежных оркестровых проектах.

Но зарубежные гастроли – убыточное дело: проезд, проживание, питание, страховка – все это делает зарубежные выступления дорогостоящим удовольствием. Конечно же, орловские артисты должны показывать свое мастерство не только в родном городе и области, не только в России, но и за ее пределами. Но без помощи областной и городской администраций, меценатов и других заинтересованных лиц доброго сердца и высокой души это невозможно.

– Если бы филармонии выделили здание, кто приходил бы туда?

– Весь город. Мы устраивали бы самые разнообразные концерты. Помимо запланированных музыкальных событий мы могли бы и по заказу слушателей готовить праздники с поздравлениями, вечера, отмечать юбилеи. Это здание было бы нашим общим музыкальным домом, который мы, орловские музыканты, постарались бы сделать самым уютным и радостным.