Геннадий Пивень: юбилейная выставка

2021-03-27

Автор: Юлия Тютюнова, фото Е. Федориновой-Письменской

Солнечным мартовским днем открылась ретроспективная выставка (6+) работ Геннадия Антоновича Пивня, приуроченная к 80-летию художника. До конца марта фойе ОГАТ имени И.С. Тургенева будет служить площадкой для 32-х произведений мастера. С масштабным же проектом, включающим около сотни холстов живописца, можно будет познакомиться уже в мае в БУКОО «Областной выставочный центр г. Орла».



Художник и педагог

Кажется, сухие цифры – даты переходов с одной должности на другую, но за ними судьба. В 1968 году Геннадий Пивень окончил ОГПИ и в числе лучших был оставлен на кафедре изобразительного искусства в должности ассистента. Далее – старший преподаватель с 1980-го по 1999 год, доцент той же кафедры с 1999-го по 2001 год, а затем доцент кафедры живописи, ведущий педагог, обучающий будущих художников-живописцев. Член Союза художников России с 1995 года.
Геннадий Антонович любил повторять, что совмещение педагогической деятельности и личного творчества – архисложная задача, и не каждому дано с ней справиться. Действительно, можно быть востребованным художником, но не иметь ни желания, ни таланта передать свои знания студентам. В то же время у прекрасного преподавателя, серьезно относящегося к воспитанию подрастающего поколения, попросту не хватит энергии для создания собственных произведений. Педагогика не менее «ревнива», чем искусство.
По счастью для студентов, он успешно совмещал в себе оба дара. Не случайно его творческая и педагогическая деятельность на протяжении пяти десятков лет была отмечена почетными грамотами ОГУ, облсовета и секретариата Союза художников России.

Служение искусству

Геннадий Пивень родился 14 марта 1941 года. Вспоминает дочь художника, Ольга Геннадьевна Куренкова: «Папа из семьи военнослужащих. Во время Великой Отечественной они жили в Хабаровском крае, а после войны переехали в Брянскую область, сначала в Карачев, затем в Брянск. Там прошло детство и юность папы, становление его как художника. Он был всесторонне одаренным молодым человеком: серьезно занимался спортивной борьбой, музыкой. Но самым большим его увлечением было рисование. По окончании десяти классов средней школы стал вопрос выбора профессии. Папа много общался с художниками, показывал им свои рисунки и этюды, получал ценные советы, даже какое-то время работал в художественной мастерской. Поэтому свой профессиональный выбор сделал в пользу художественного образования и в 1963 году поступил в Орловский педагогический институт на художественно-графический факультет».
Через всю жизнь Геннадий Пивень пронес верность традициям реалистического искусства. Быть частью профессионального сообщества означало для него многое. Его удивляли люди, не стремящиеся вступить в Союз художников, задающиеся, с его точки зрения, праздным вопросом: «Что это дает?» Запомнился его эмоциональный ответ: «Как что?! Да это же признание твоего призвания!» Он действительно ощущал свою избранность и понимал ее как огромную ответственность.
Каждый худграфовец, прошедший школу Пивня, помнит, как учитель приходил в аудиторию значительно раньше студентов, обстоятельно готовился к занятиям – приносил альбомы и репродукции тех произведений искусства, которые бы помогли наглядно уяснить суть задания, «страшно» ругался на опоздавших, устраивал мастер-классы. Учебный процесс воспринимался им как своего рода служение, поэтому студентам на время его занятий о переменах приходилось забыть.

Наследие оценят

С 1970 года Пивень – активный участник выставок различного уровня. Достаточно вспомнить такие крупные события культурной жизни страны, как «Край Черноземный» (1998 г., Воронеж), выставка произведений орловских художников, посвященная Дням культуры и искусства Орловщины (1996 г., Москва), Всероссийская выставка произведений изобразительного искусства «Школа – учитель – искусство» (1987 г., Москва, 2010 г., Смоленск), выставка пейзажа «Образ Родины» (1998 г., Орел) и многие другие. К групповым выставкам всегда обстоятельно готовился, писал новые работы, не позволяя себе выступать с одним и тем же произведением бесконечно. Персональных прижизненных выставок в его арсенале всего три: в 1995 и 2001 годах в Орле и 2002-м во Мценске. Вероятно, потому что в его характере сочетались скромность и крайняя требовательность к себе как к профессионалу. По отношению же к коллегам Геннадий Антонович был неизменно доброжелателен и тактичен.
Когда Пивень оставил худграф после пятидесяти лет непрерывного стажа, он, безусловно, ощутил, как нехватку воздуха, отсутствие среды преподавания, возможность делиться богатым опытом. И сил, казалось, еще много… И он вновь обрел любимое дело, занимаясь со всеми желающими на площадке творческой студии «Мастер Колорит». Надо отметить, что его новые, разновозрастные ученики считали посещение мастер-классов огромной удачей. Занятия проходили неординарно: часто для создания лирической атмосферы педагог читал стихи Есенина. А знал он их на память великое множество.
Геннадий Пивень – замечательный живописец и график, хотя большую часть наследия составляет все же живопись. Эмоциональный и лиричный творец, тонко чувствовавший состояния природы средней полосы России, он опирался на традиции русской и советской художественных школ, черпал вдохновение у импрессионистов.
Уже сейчас становится понятным, что эпоха художников, чье становление пришлось на вторую половину ХХ века, является уникальной в своем роде и, к сожалению, подходит к концу. Возможно, не более чем через десятилетие произведения Пивня и его товарищей по творческому цеху – Михаила Августовича Шураева, Николая Ивановича Бородина, Юрия Алексеевича Козлёнкова и многих других художников Орловского края – будут оценены по достоинству специалистами, появятся исследователи, способные дать объективную оценку роли этого периода в истории. Безусловно, это будет возможно при бережном сохранении творческого наследия, остающегося после ухода большого художника. Полотна Геннадия Антоновича по праву заслуживают быть сохраненными в музеях страны.


Справка «ОВ»

Художник и педагог
Кажется, сухие цифры – даты переходов с одной должности на другую, но за ними судьба. В 1968 году Геннадий Пивень окончил ОГПИ и в числе лучших был оставлен на кафедре изобразительного искусства в должности ассистента. Далее – старший преподаватель с 1980-го по 1999 год, доцент той же кафедры с 1999-го по 2001 год, а затем доцент кафедры живописи, ведущий педагог, обучающий будущих художников-живописцев. Член Союза художников России с 1995 года.
Геннадий Антонович любил повторять, что совмещение педагогической деятельности и личного творчества – архисложная задача, и не каждому дано с ней справиться. Действительно, можно быть востребованным художником, но не иметь ни желания, ни таланта передать свои знания студентам. В то же время у прекрасного преподавателя, серьезно относящегося к воспитанию подрастающего поколения, попросту не хватит энергии для создания собственных произведений. Педагогика не менее «ревнива», чем искусство.
По счастью для студентов, он успешно совмещал в себе оба дара. Не случайно его творческая и педагогическая деятельность на протяжении пяти десятков лет была отмечена почетными грамотами ОГУ, облсовета и секретариата Союза художников России.
Служение искусству
Геннадий Пивень родился 14 марта 1941 года. Вспоминает дочь художника, Ольга Геннадьевна Куренкова: «Папа из семьи военнослужащих. Во время Великой Отечественной они жили в Хабаровском крае, а после войны переехали в Брянскую область, сначала в Карачев, затем в Брянск. Там прошло детство и юность папы, становление его как художника. Он был всесторонне одаренным молодым человеком: серьезно занимался спортивной борьбой, музыкой. Но самым большим его увлечением было рисование. По окончании десяти классов средней школы стал вопрос выбора профессии. Папа много общался с художниками, показывал им свои рисунки и этюды, получал ценные советы, даже какое-то время работал в художественной мастерской. Поэтому свой профессиональный выбор сделал в пользу художественного образования и в 1963 году поступил в Орловский педагогический институт на художественно-графический факультет».
Через всю жизнь Геннадий Пивень пронес верность традициям реалистического искусства. Быть частью профессионального сообщества означало для него многое. Его удивляли люди, не стремящиеся вступить в Союз художников, задающиеся, с его точки зрения, праздным вопросом: «Что это дает?» Запомнился его эмоциональный ответ: «Как что?! Да это же признание твоего призвания!» Он действительно ощущал свою избранность и понимал ее как огромную ответственность.
Каждый худграфовец, прошедший школу Пивня, помнит, как учитель приходил в аудиторию значительно раньше студентов, обстоятельно готовился к занятиям – приносил альбомы и репродукции тех произведений искусства, которые бы помогли наглядно уяснить суть задания, «страшно» ругался на опоздавших, устраивал мастер-классы. Учебный процесс воспринимался им как своего рода служение, поэтому студентам на время его занятий о переменах приходилось забыть.
Наследие оценят
С 1970 года Пивень – активный участник выставок различного уровня. Достаточно вспомнить такие крупные события культурной жизни страны, как «Край Черноземный» (1998 г., Воронеж), выставка произведений орловских художников, посвященная Дням культуры и искусства Орловщины (1996 г., Москва), Всероссийская выставка произведений изобразительного искусства «Школа – учитель – искусство» (1987 г., Москва, 2010 г., Смоленск), выставка пейзажа «Образ Родины» (1998 г., Орел) и многие другие. К групповым выставкам всегда обстоятельно готовился, писал новые работы, не позволяя себе выступать с одним и тем же произведением бесконечно. Персональных прижизненных выставок в его арсенале всего три: в 1995 и 2001 годах в Орле и 2002-м во Мценске. Вероятно, потому что в его характере сочетались скромность и крайняя требовательность к себе как к профессионалу. По отношению же к коллегам Геннадий Антонович был неизменно доброжелателен и тактичен.
Когда Пивень оставил худграф после пятидесяти лет непрерывного стажа, он, безусловно, ощутил, как нехватку воздуха, отсутствие среды преподавания, возможность делиться богатым опытом. И сил, казалось, еще много… И он вновь обрел любимое дело, занимаясь со всеми желающими на площадке творческой студии «Мастер Колорит». Надо отметить, что его новые, разновозрастные ученики считали посещение мастер-классов огромной удачей. Занятия проходили неординарно: часто для создания лирической атмосферы педагог читал стихи Есенина. А знал он их на память великое множество.
Геннадий Пивень – замечательный живописец и график, хотя большую часть наследия составляет все же живопись. Эмоциональный и лиричный творец, тонко чувствовавший состояния природы средней полосы России, он опирался на традиции русской и советской художественных школ, черпал вдохновение у импрессионистов.
Уже сейчас становится понятным, что эпоха художников, чье становление пришлось на вторую половину ХХ века, является уникальной в своем роде и, к сожалению, подходит к концу. Возможно, не более чем через десятилетие произведения Пивня и его товарищей по творческому цеху – Михаила Августовича Шураева, Николая Ивановича Бородина, Юрия Алексеевича Козлёнкова и многих других художников Орловского края – будут оценены по достоинству специалистами, появятся исследователи, способные дать объективную оценку роли этого периода в истории. Безусловно, это будет возможно при бережном сохранении творческого наследия, остающегося после ухода большого художника. Полотна Геннадия Антоновича по праву заслуживают быть сохраненными в музеях страны.