Гимн любви и чести

2022-06-25

Автор: Ксения Азаренкова, фото театра «Свободное пространство»

В преддверии закрытия 45-го сезона театр «Свободное пространство» показал героическую трагикомедию в двух действиях в неоклассическом стиле «Сирано де Бержерак» (12+) режиссера Алексея Доронина.



Кто этот Сирано?

Поэт, философ, непобедимый и удалой воин гвардейского полка, гасконец, горячо влюбленный. Или же урод?! Он все: настоящий герой, пример для последующих поколений, человек, наделенный невероятным умом, тонким чувством юмора, отвагой, даром поэтики. Но при этом обделенный красотой.
Артисту Сергею Козлову, исполнителю главной роли, предстояло вернуться на 400 лет назад в истории и перевоплотиться в героя женских романов, истинного рыцаря и поэта, бедного платьем, но богатого душой и сердцем. Только ему под силу победить в неравном бою сразу сотню противников, вернуться живым с войны, поставить на место графа де Гиша (заслуженный артист РФ Валерий Лагоша), актера Монфлери (Станислав Иванов) и прочих маркизов, а также влюбиться один раз и на всю жизнь в «прекрасную, как юг, и свежую, как север» кузину Роксану (Ольга Виррийская).Сирано де Бержерак нажил 40 недругов и ревнивцев, но это не помешало ему через поколения восхищать читателей и зрителей своими талантами, принципами и убеждениями. Ведь даже находясь в смертельной опасности, он никогда не предавал свое имя и честь.

Маски, шпаги и… нос

Что бы ни происходило на сцене: эффектные батальные сцены в современном прочтении, пылкие признания в любви, философские монологи героев – все видят дальше своего носа. За исключением Сирано, обладателя, пожалуй, самого длинного органа дыхания во всей Франции. О чем он не упускает возможности отпустить тонкую насмешку. Но другим посмеяться над собой не позволяет, сразу пресекая редкие попытки шутников шпагой. Широкополая шляпа и правильный свет скрывают сей недостаток от зрителя, но огромный нос – декорацию Людмилы Дорониной во всю стену – никак не скроешь.
В первые минуты спектакля кажется, что действо вдруг перенеслось в гоголевскую вселенную – нос снимет шляпу с головы главного героя, сядет в карету и отправится в Казанский собор… Как только из оркестровой ямы в венецианской маске появляется Монфлери со своими артистками, которые, словно куколки из музыкальной шкатулки, как заведенные, кружатся в танце вокруг него, ощущаешь себя в эпицентре комедии дель арте.
Итальянскую традицию подкрепляют Пьеро (Андрей Григорьев) и Пьеретта (Валерия Жилина), играющие на стороне добра и любви, именуя себя «днем». Их антиподом, «ночью», выступает карлица (Олеся Балабанова), умеющая грамотно испортить трогательный момент, «разрядить обстановку» и посмотреть на ситуацию со всем прагматизмом и фатализмом, присущими самой смерти. С появлением Дуэньи (Лариса Леменкова) – посредницы между влюбленными – начинаешь теряться в обилии театральных приемов разных стран той эпохи.
«Сирано де Бержерак» – это гимн любви, жертвенной души и тяжелой судьбы поэта. Спектакль дает ответ на философский вопрос, что есть истинная красота.