Главные писатели нашего детства

2019-03-12

Автор: Людмила Селеверстова

Наверное, задумались? И кто сегодня задает тон в детской литературе? Справедливы ли упреки, что читать подрастающему поколению нечего? В нашем небольшом материале-репортаже мы пробуем ответить на эти вопросы.



Книги как часть жизни
Многие книги существуют для нас как явление литературы. Но были, есть и другие, которые «живут» как события нашей жизни. С ними начинаешь дружить с детского сада и продолжаешь, когда подрастаешь. В детстве им доверяешь гораздо больше, чем наставлениям взрослых, легко и прочно впитываешь истины, ценности, провозглашенные любимыми авторами. Книги становятся частью наших размышлений, переживаний, познания мира. Именно таковы книги-встречи известного русского писателя и путешественника Михаила Пришвина, природоведа и ее ценителя, защитника. Многие из них стали хрестоматийными. Умные и добрые, поэтичные и выразительные пришвинские рассказы, раскрывая тайны природы, несут глубокий смысл – любить родину, людей, «флору и фауну тоже».
Сам же Михаил Пришвин верил, рассчитывал на любовь и понимание юных потомков. Поэтому полагал, что непременным условием таланта является чувство современности. «Писатель должен обладать чувством времени. Когда он лишается этого чувства, он лишается всего, как продырявленный аэростат».

На связи музей. С места событий
Для того чтобы узнать, как классика уживается с современностью и много ли у нее «подписчиков», в феврале мы отправились в музей писателей-орловцев. Казалось бы, февраль – самый короткий месяц в году, но каждый музейный день в нем особенный. Поводом стали литературные даты, события, многие адресованные орловским школьникам. Есть в музейной жизни что-то магическое, дарящее атмосферу праздника, открытий и сопричастности. Здесь найдена особая интонация общения с юными читателями классиков-орловцев. С подростками предпочтительнее лирическая манера разговора, которая побуждает к собственным раздумьям, наблюдениям, выводам. Вот точка зрения, взгляд учащихся МБОУ школа №45 г. Орла им. Д.И. Блынского, гостей мероприятия, посвященного дню памяти М.М. Пришвина.
«Память очень важна, это наше духовное наследие. Писатель ушел из жизни 65 лет тому назад. Долгая, интересная жизнь, полная взлетов и падений, войн и революций. Он работал агрономом и сельским учителем, военным журналистом на фронтах Первой мировой… Михаил Пришвин и сегодня писатель с большой и важной буквы».
«Яркая, многогранная личность. Он интересовался историей, искусством и всем тем, что принято называть прогрессом. Очень современный писатель. Возможно, Михаил Пришвин в наши дни стал бы одним из первых и активных пользователей интернета и публиковал бы здесь свои произведения, «добавил» бы нас «в друзья».
«Тот, кто читает Михаила Михайловича Пришвина, делает себя и мир лучше!»
М.М. Пришвин очень хотел, чтобы дети росли «вдумчивыми», образованными, творческими. Была и заветная мечта – обрести своего читателя, который сначала сам «поймет, а… уж потом всем расскажет».
Об этом далее и пойдет речь.

«Думаешь, чудеса далеко, а они тут рядом…»
«… Пишу о природе, сам же только о людях и думаю», – признавался писатель и волшебник по призванию. Эти пришвинские строки показались нам символичными. Еще один случай понять это и выпал в феврале, когда дети творят особую магию, – в день рождения горячо любимого автора, которому в этом году исполнилось 146 лет.
По традиции музей становится центром притяжения талантливых друзей-читателей. Гостей ждал настоящий «капустник». Капустник – это не только пирог, но и шутки, веселое и поучительное представление. Году театра в музее быть! Припасли игры-забавы на всякий вкус, «кому – правда, кому – сказка, кому – песенка и хоровод» по мотивам жизни и творчества прославленного земляка. Значит, быть и волшебству!
«Итак, скорее в путь! В гости к Пришвину!» – решили ребята из 3-го «В» МБОУ школа №45 г. Орла им. Д.И. Блынского и педагог Е.Ю. Гурова.
«День рождения – очень важный праздник для детей. Мы пофантазировали и придумали поздравления, веселые и креативные, с театральным акцентом, как и подобает в этом году, в Год театра, – поделилась Елена Юрьевна. – Надеемся, что в творческом и волшебном смысле у нас получилось. Ведь яркая и добрая фантазия нужна, чтобы выросли хорошие, порядочные люди».

У ребят получилось!
Выступление вызвало в глазах зрителей-сверстников из МБОУ лицей № 22 г. Орла задорные огоньки, искренние аплодисменты. По словам педагога, все благодаря таланту писателя-орловца, литературному музею, которые так важны в деле воспитания, дарят радость познания.
У режиссерского «руля» Л.Н. Докукина, педагог дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества «Изумруд» г. Орла». Вот что Любовь Николаевна рассказала: «Очень хотелось, чтобы прочитанное нами, взрослыми и педагогами, в детстве совпало с интересами, эмоциями сегодняшних мальчишек и девчонок, захватило артистов и зрителей, гостей музея. У ребят получилось!»
Старинная, то лиричная, то задорная игра «Заинька», народный танец «Чеботуха» с его отличительной яркостью, эмоциональностью, русская песня никого не оставили равнодушным. Творческие номера – живая иллюстрация к детству будущего писателя в орловской деревне, его дружбе с крестьянскими детьми.
Не обошлось без увлекательных викторин и конкурсов, разбирались в загадках родной природы, читали стихи, звучала музыка в исполнении гостей праздника. В финале хочется сказать большое спасибо за творческие подарки и поздравления. Артистам и зрителям – «Браво!». Ведь и зрители пришли на праздник с пожеланиями и даже веселой рекламой: «Читайте М.М. Пришвина с удовольствием и удивлением! Читайте творчески!» Принесли ребята «пришвинские»рисунки – свои маленькие шедевры.
Капустник в музее писателей-орловцев стал чудесной историей о том, как важно и интересно учиться, познавать окружающий мир, любить свой край. А в этом помогут книги, друзья и учителя. И да здравствует музей!
Для маленьких читателей Михаил Пришвин считал важным «погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек». Надеюсь, что у нас, взрослых, получилось.