Год театра пройдет, а театр останется

2019-12-27

Автор: Наталья Смоголь

На исходе год, обычный и уникальный. Каждый из нас подведет свои личные итоги, вспомнит самые яркие моменты. Но есть событие, своей временной протяженностью равное всем 12 месяцам. Это совпавший с календарным 2019 годом творчески-символический Год театра, объявленный президентом нашей страны «в целях дальнейшего развития театрального искусства». Для людей, которые в силу профессии связаны со сценой, это новшество стало и дополнительным стимулом, и серьезной ответственностью, для зрителей – поводом для ожиданий и предвкушений. Орел театральный оказался в этом году такой шкатулкой с сюрпризами, что не вспомнить о них было бы непростительным легкомыслием.



«12 месяцев» драмтеатра

Всего лишь год назад, 13 декабря 2018 года, истинные поклонники Мельпомены в ОГАТ имени И.С. Тургенева увидели «Мистерию театра», которая была приурочена к открытию Года театра в России и традиционно стала образцом творческого взаимодействия всех профессиональных театральных коллективов нашего города. Мелькали дни, шли месяцы, и каждый наш театр постарался максимально вложиться в масштабный проект.

Драмтеатр в начале года предложил своим зрителям две уморительные одноактные пьесы Антона Чехова «Медведь» и «Предложение», объединенные в спектакль «Семейное счастье» (режиссер П. Воробьев), затем переключился на зарубежную комедию и порадовал своих поклонников «Аристократами поневоле» Эдуардо Скарпетты (режиссер С. Дьячковский), Екатерина Аршинова подготовила театральный концерт «Любовь длиною в жизнь». Искрометный Лопе де Вега был представлен на орловской сцене комедией «Хитроумная возлюбленная» (режиссер В. Бельдиян). Именно с этой постановки начался 205-й сезон. Достойно аплодисментов! Трагикомедия «Село Степанчиково» по повести Ф.М. Достоевского (режиссер А. Доронин) удачно превратилась в бенефис Н. Чупрова, отметившего этой творческой победой свое 75-летие. Завершает театральный премьерный год в драмтеатре новогодняя сказка Самуила Маршака «12 месяцев» в постановке Н. Галченко.

«Свободное пространство»: 10 премьер

Казалось бы, что не предвидится конца этому фееричному празднику. Но нет! Уже 13 декабря 2019 года мы провожали Год театра в Орловском государственном театре для детей и молодежи «Свободное пространство». Было торжественно, динамично, ярко… и немножко грустно. Впрочем, творческий прорыв хозяев встречи внушал оптимизм. А как иначе? 10 премьер знаменательный год внес в репертуар этого творческого содружества: «Зимы не будет», фантасмагория В. Ольшанского в постановке Ларисы Леменковой (она же стала создателем забавнейшей скоморошины «Пушкин & Ко»), «Двое на качелях», психологический жизне-диалог Уильяма Гибсона, переосмысленный Сергеем Пузыревым (он же предложил зрителям музыкальный аттракцион «Кошкин дом» по сказке С. Маршака и музыкальную сказку «Как у Зимы лютой сердце появилось»), комедия масок про актеров и людей «Лес», где пьесу Н. Островского интерпретировала Вера Анненкова. А ведь были еще и «Пижама на шестерых» (М. Камолетти, режиссер М. Громов), «Сон в летнюю ночь» (В. Шекспир, режиссер В. Печерникова), «Мой лунный серебряный мир» (поэтический коллаж, составленный Т. Сагайдачной), «Чучело» (В. Железников, режиссер А. Троянова).

Юбилей «Русского стиля»

Именно в этот Театральный год отметил свой 25-летний юбилей Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» имени М.М. Бахтина. Стоявший у репертуарных истоков «Реквием» Л.Н. Андреева превратился теперь в «Поэму о театре». Переименование доказывает, что оптимизм и жизнелюбие, безусловно, лучше фатальной напряженности и роковой неизбежности, которые в период прошлого рубежа веков вызывали повышенный интерес. Впрочем, о близком соседстве этих двух психологических феноменов заставляет вспомнить очередная премьера – комедия по пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца». Оба спектакля поставил художественный руководитель и главный режиссер театра Валерий Симоненко. Но есть что сказать и дебютантам: Юрий Марченко сделал инсценировку по сказке А. Толстого «Приключения Буратино», которую воплотил в сценическую версию Алексей Хапков, теперь эта нестареющая история находит новых зрителей.

«Русский стиль» и в знаменательный год уверенно идет в фестивальном направлении: провел VI городской фестиваль для детей и юношества «Волшебный фонарик», продолжает «Диалоги в “Русском стиле”», в которых приняли участие студии учебных заведений Орла: «Действующие лица», «Ювента», «Диагональ», «Грация». Театральные работы этого коллектива увидели на фестивалях «Белый свет» в Скопине Рязанской области, «Виват, Театр!» в Тамбове, «Русская классика» в Орле.

Театр кукол – не только «Бэби-театр»

Не знаю, как вы, а я на любом театральном капустнике с особым чувством жду выступления театра кукол. И никогда его актеры не обманывали моих ожиданий! Номера эти пронизаны искрометным юмором, отмечены глубочайшим профессионализмом, злободневностью и оригинальностью.

Но не только концертные номера способны привлечь внимание к этому уникальному творческому коллективу. Он только в этом году порадовал своими спектаклями Курск, Белгород, Москву; на фестивале «Русская классика» «Сказка о рыбаке и рыбке» взяла лучшую сценографию. На представлении «Снежная королева» в постановке Олега Русова аншлаги, самых маленьких зрителей ждет «Бэби-театр», а взрослые в феврале увидят спектакль Олеси Черкашиной «Фотоаппараты».

«Ювенте» уже 20!

И конечно, пользуясь случаем, не могу не сказать о своем любимом детище, которому в этом году исполнилось 20 лет, – театральной студии ОГУ имени И.С. Тургенева «Ювента», которая за эти месяцы спектакли по Э.М. Ремарку «На Западном фронте без перемен» (фронтовая повесть «Трепетные птицы»), Э. Ионеско «Лысая певица» (комедия «Циклотимия»), неизвестный водевиль И.С. Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана» показала на фестивалях «Взмах крыла» (Жаворонки), «Бархат кулис» (Орел), «Мы придем к вам сквозь время» (Брянск), «Славянский перекресток» (Новозыбков), «СТУДиЯ» (Ростов-на-Дону).


Павел Легкобит,
председатель правления Орловского отделения СТД России

Год театра «просиял» по всей России, дал возможность творческим коллективам показать себя, а мастерам – поделиться опытом, власти и исполнителям – вступить в диалог, а нам всем – надеяться на разумную реализацию «Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года».