Гори сам и зажигай других

2022-11-23

Автор: Наталья Синицына, фото из архива героя публикации

Один из самых известных композиторов и преподавателей игры на гармони, Евгений Дербенко всю жизнь посвятил музыке и сохранению народных традиций. И по сей день, несмотря на почтенный возраст, Евгений Петрович продолжает делиться знаниями и опытом с молодыми музыкантами.



Был влюблен в баян

– В каком возрасте у вас появился интерес к музыке?
– Это вышло случайно. Я родился в Павловском Посаде, где мы жили в частном секторе. Наш сосед, дядя Володя, часто играл на гармони. Я любил его слушать, и это заметил мой отец.
Когда он привел меня в музыкальную школу, мне было одиннадцать – это довольно поздно. Меня взяли только кандидатом – я мог посещать общие дисциплины, такие как сольфеджио, музыкальная литература. Учиться играть на инструменте мне тогда не разрешили – правда, предложили контрабас, но мы с папой отказались. А спустя полгода в училище пришел молодой педагог-гармонист, и я попал к нему.
– Не боязно было связать жизнь с творчеством? Например, не было страха, что не сможете в будущем обеспечивать семью?
– Папа считал, что я всегда смогу заработать – на свадьбах, вечеринках. Да и я к тому времени уже твердо знал, что буду музыкантом, именно музыка станет делом моей жизни. Я был влюблен в баян – сейчас у молодежи гаджеты, а у меня их заменял инструмент. Отец утром уходит на работу – у меня в руках баян, возвращается домой – я еще держу баян…

  

Музыка связала с Орлом

– Как оказались в нашем городе?
– Меня распределили в Орел по окончании института имени Гнесиных. В то время открывался институт культуры, и я должен был там преподавать.
В город я приехал рано утром. Поскольку до визита в вуз было еще много времени, решил осмотреться. Ближе всего к вокзалу располагалось музыкальное училище, и я направился туда. Директор был на месте, мы познакомились, поговорили. Он предложил мне стать преподавателем, и я согласился. С тех пор работаю здесь 48 лет.
– Вскоре после приезда в Орел вы создали несколько успешных ансамблей…
– Мне поручили помочь ансамблю «Ливенские гармошки», который мог бы достойно показать русскую народную культуру за рубежом. Первая поездка была в Западный Берлин и прошла с большим успехом.
Затем на базе музыкального училища из преподавателей народного отделения я создал ансамбль «Орловский сувенир». В его составе были супруги Луконины, Геннадий Меркулов и Валерий Черных. Мы ездили в Бельгию, Индию, Финляндию, Швецию, Болгарию. Польшу – и везде наша программа принималась на ура. Пять музыкантов использовали более сорока музыкальных инструментов, превращая каждый номер в сценку. Ансамблю уже более четырех десятков лет.
– Вы впервые в России разработали и внедрили в учебный процесс программу по классу гармони для музыкальных училищ. В чем ее уникальность? Как возникла такая идея?
– Я подумал: несправедливо, что нет класса гармони в училищах. В 1992 году открыл первое в стране такое отделение. И эксперимент вышел удачным. Пришлось провести большую работу, создать репертуар – переложения произведений классиков, оригинальные пьесы и др. Классы гармони стали открываться в других городах – в Туле, Курске, Вологде… В Москве, в академии им. Гнесиных, преподает гармонь мой выпускник Павел Уханов.
– Сколько человек у вас обучается? Это мальчики или девочки?
– В настоящее время учеников у меня немного – три гармониста. Раньше было больше, и девочек тоже. Из самых известных – Лия Брагина из Архангельской области, сейчас она живет в Питере, руководит ансамблем.

Уникальные традиции

– Популярна ли гармонь за рубежом? Есть ли международные конкурсы композиторов или исполнителей народной музыки (гармонь, баян)?
– Наш народный инструмент известен за рубежом. Я сам часто выступал с сольными концертами, мастер-классами, был членом жюри всероссийских и международных конкурсов. Мои ученики завоевали на различных творческих соревнованиях более 200 дипломов.
– В России стараются сохранить традиции игры на гармони. Как с этим обстоит дело на Орловщине?
– У нас есть прекрасные творческие коллективы – муниципальный оркестр народных инструментов, ансамбли «Родные напевы», «Орловские узоры», «Славица». Но иногда случаются вещи, неподвластные моему пониманию. Так, в Год народного искусства был расформирован молодежный оркестр русских народных инструментов городского центра культуры.
Кафедра народных инструментов в ОГИК, как я понял, переживает не лучшие времена. Но кто же еще должен заниматься патриотическим воспитанием, как не музыканты-народники? Воспитывать молодежь надо на своих традициях.
– А как смотрите на музыкантов, использующих народные мотивы в современной обработке?
– К такому эксперименту отношусь положительно. Насколько естественно и органично получается – это вопрос таланта. Я тоже делаю аранжировки в современных стилях, это привлекает молодежь к нашему жанру. Стараюсь работать для всех – и пожилых, и молодых.

Непростая профессия

– Расскажите про свою семью. Последовали ли дети или внуки по вашим стопам? Занимается ли кто-то музыкой?
– Моя жена – преподаватель фортепиано, сын и дочь окончили музыкальную школу, внучки с удовольствием поют песни, которые я для них сочиняю.
– Музыкантом быть непросто. Какой совет можете дать тем, кто выберет такую стезю?
– Эта профессия сложная. Она требует постоянного обучения и полной отдачи. В ней нет ни выходных, ни отпусков, и всегда необходимо быть в творческой форме… А еще в этот костер надо всегда подбрасывать дрова. Наше ремесло такое – гори сам и зажигай других.
– Этому принципу вы следуете всю свою жизнь. А какие планы на будущее?
– Я просто не могу уйти – каждый год приезжают новые абитуриенты. Это ребята из разных городов России. Так что работы у меня еще много.