«Государственные СМИ подпадут под социальную отвественность бизнеса»

2011-01-27

Автор: Наталья БАЛАКИРЕВА

Уже через несколько месяцев в России может стартовать кампания по разгосударствлению региональных СМИ. По крайней мере, такие сроки были обозначены руководством страны. Очевидно, что эта перспектива весьма болезненно воспринимается региональными властями, которые не хотят терять собственные информационные ресурсы. Возможность скорой реализации этой инициативы прокомментировал Алексей МАКАРКИН – первый вице-президент Центра политических технологий.



МОСКВА ПРОТОРИТ ДОРОЖКУ?

– Алексей Владимирович, не так давно прозвучало, что весной этого года может начаться кампания по приватизации региональных средств массовой информации. Тема весьма непростая, поскольку она напрямую касается вопроса о развитии регионального рынка печатных СМИ. Почему она возникла?

– Думаю, что это попытка власти снизить влияние государства на медиасферу. При этом она желает начать с регионов, поскольку для неё было бы гораздо болезненнее приступить к приватизации самых крупных федеральных компаний, являющихся важнейшим электоральным ресурсом. Поэтому я полагаю, что по крайней мере до окончания нынешнего электорального цикла трогать их никто не будет. Да и после выборов тоже вряд ли.

С региональными СМИ тоже не все так просто, как кажется. Возьмем, к примеру, московский канал ТВЦ. С одной стороны – это федеральный телеканал, с другой – телеканал, контролируемый правительством Москвы, то есть одного из субъектов Федерации. Не исключаю, что судьба этого информационного ресурса тоже может решаться на уровне «индивидуального подхода».

Другая проблема состоит в том, что, несмотря на ожидания, влияние чиновников может и не снизиться, а совсем наоборот. Ведь, скорее всего, эти чиновники постараются добиться того, чтобы приватизируемые средства массовой информации перешли в руки тех предпринимателей, с которыми у них имеются общие финансовые или иные интересы.

– То есть вы не прогнозируете каких-либо изменений к тем срокам, которые были обозначены?

– Изменения могут начаться. Почему нет? Если будет все же решено передавать СМИ лояльному бизнесу, то весной 2011 года это вполне можно начать делать. Другой вопрос, что этот процесс может перевалить и за президентские выборы. Ведь начало какого-либо действия не означает его одномоментного завершения, так же, как и его полного юридического оформления.

– И все же начнут с Москвы или с глубинки?

– У Москвы есть возможность оказаться не в числе последних, ведь Сергей Собянин собирается отказаться от части столичной собственности. Речь идет о том, что «Банк Москвы» будет куплен Внешторгбанком, т.е. перейдет под федеральный контроль. Ну а чем тот же ТВЦ хуже «Банка Москвы»? Тоже достаточно мощный актив, который был в свое время создан Лужковым. Не исключено, что Собянин будет уменьшать участие Москвы в таких активах. Другое дело, что они не будут брошены на произвол судьбы, а по примеру «Банка Москвы» перейдут под контроль структур, близких к федеральному центру.

С региональными СМИ может произойти примерно то же. Но контролироваться они будут бизнесом, который федеральный Центр посчитает лояльным. И здесь возникает достаточно интересная ситуация, поскольку, как это ни странно, в ряде случаев чиновник может быть даже более либеральным управляющим, чем предприниматель. Ведь нужно учитывать то обстоятельство, что в медиабизнесе есть два типа предпринимателей. Есть бизнесмен, для которого медийная сфера является главной, иногда единственной сферой деятельности. Он действительно вкладывается в развитие своего СМИ, делает это целенаправленно. Это его профессия. А есть другой бизнес-типаж, для которого СМИ – это лишь один из видов деятельности. И здесь нередко возникают проблемы, к примеру, когда журналисты публикуют статьи, которые не нравятся бизнес-партнерам владельца СМИ. Ведь для бизнесмена очень важно, что о его медиапроекте скажет его друг Иван Иванович, коллега Петр Петрович, конкурент Сидор Сидорович. Не оценят ли они статью, опубликованную в его газете, как наезд? Это один момент.

Второй момент связан с тем, что чиновники, как правило, заинтересованы в том, чтобы СМИ было лояльно власти, было по сути «никаким». И здесь возникает другая коллизия, поскольку любой предприниматель стремится к извлечению прибыли из своих активов. А это обязывает СМИ к определенному формату – оно должно быть продаваемым. Поэтому я полагаю, что контроль за СМИ в некоторых случаях может не только не уменьшиться, но даже усилиться. С одной стороны, хорош сам принцип, а с другой – реализация этого принципа может быть далеко не оптимальна.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СМИ РОДИНЕ ЦЕННЫ

– Правильно ли я поняла, что региональные СМИ не рассматриваются как значимый электоральный ресурс?

– Региональные СМИ, конечно же, являются электорально значимым ресурсом. Именно поэтому они будут продолжать существовать. Другое дело, что федеральные СМИ – это информационный ресурс совсем другого масштаба, поскольку он влияет на результаты выборов президента, парламента. Местные же СМИ на федеральные выборы влияют крайне слабо, но оказывают заметное воздействие на выборы местного начальства, местных региональных, городских собраний. Здесь их роль достаточно серьезна. Но все-таки, главные политические выборы – это выборы президента и Государственной Думы.

Что же касается региональных властей, то они, как я уже сказал, все равно найдут людей, которые станут собственниками государственных СМИ и будут проводить лояльную линию существующей власти.

– Недешевое удовольствие для регионального бизнеса. Кто добровольно согласится? Ведь, как правило, большинство региональных СМИ убыточно. Тем более, если речь идет о государственных информационных ресурсах.

– Существует такое понятие – «социальная ответственность бизнеса». На Западе это ответственность перед обществом, как правило касающаяся соблюдения экологических норм, защиты природы. У нас же социальная ответственность бизнеса – это ответственность перед государством. Если ты хочешь работать в стране или каком-то из её регионов, то нужно поддерживать хорошие отношения с руководством этого субъекта Федерации, выполнять какие-то поручения. В этом случае покупка регионального СМИ и обеспечение проведения в нем определенной линии может стать частью социальной ответственности в российском понимании этого слова.

– Но содержать большие редакции накладно.

– Поэтому всем приватизируемым СМИ придется переформатироваться под новые рыночные условия. Я не исключаю, что придется как-то сократиться в объемах. Может начаться оптимизация штатов, количества полос и т.д. Ведь у бизнеса свои требования.