Гран-при «КиноТока-2024» – у Орла

2024-04-03

Автор: Ирина Крахмалева, фото автора

21 марта в ОрелГАУ прошел финал 18-го открытого Международного киноконкурса «КиноТок-2024» (16+), организованный кафедрой электроснабжения упомянутого вуза. Член жюри фестиваля делится с читателями «ОВ» своими впечатлениями о нем.



Совершеннолетие

Итак, фестиваль отметил 18 лет. С «КиноТоком» я дружу с 2008 года. Самый верный член жюри, получается. Дождалась, наконец, совершеннолетия конкурса и хочу рассказать о том, какой он теперь и какие изменения претерпел.
Парадокс, но о фестивале в Орле знают по-прежнему мало. Даже в СМИ встретить о нем информацию на вес золота. Это расстраивает, ведь хорошим хочется делиться, делать его доступным широким зрительским массам. Успокаивает лишь то, что оригинальность, эксклюзивность фестиваля не убывают: особенное, тонкое, настоящее всегда в чем-то сакрально и больше любит не количество, но качество. Но если найдутся спонсоры, готовые через кинозалы поддержать данную инициативу, то им препятствий чинить не станут. Поддержка для Александра Виноградова, профессора кафедры «Электроснабжение» Орловского ГАУ, директора «КиноТока», важна и своевременна. Благо, спонсоры, готовые формировать призовой фонд для победителей, пока есть.

Длинный показ

Физически работать на фестивале очень сложно. Мы больше четырех часов, с одним только перерывом, смотрим около 50 работ. Душный зал, народу битком, окна открыть нельзя, потому что это нарушит восприятие картинки с экрана. Никаких удобных кресел – обычные университетские скамейки. Сидим плотно, по трое на одной. Сзади студенты – бурно и громко комментируют.
Короткий метр (а в требованиях уже давно максимум до 10 минут) нередко авторы не выдерживают, выходят за рамки, временами оргкомитет уступает… Поэтому получается длинный-длинный однодневный показ. Это не затянуто, не скучно, но очень энергозатратно для всех участников события. Ведь одновременно работают эмоции, интеллект, зрители напрягаются, сопереживают. А жюри свое мнение надо еще и в оценках выразить, так что думать основательно и проводить сравнительный анализ приходится моментально. Но все же это невероятно бодрящая работа – быть в потоке свежих, чистых, иногда весьма сильных идей. Спасибо всем, кто со мной разделяет эту приятную, хоть и непростую миссию.

Международный

Вопреки нынешней политической повестке, фестиваль носит статус международного. В этот раз его держат Болгария и Туркменистан. Болгары из любительской киностудии влились в наше фестивальное братство еще с ковидных времен, да так и остались. Их юмор аудитории не всегда понятен, хотя когда готовлю субтитры на русском, стараюсь максимально сохранить нюансы юмора, оставляю игру слов. Однако авторский замысел наш зритель не всегда считывает, возникают трудности с восприятием режиссерской манеры Тихомира Дулева. Впрочем, творчество не имеет границ, и трудности только закаляют нашу публику.
Туркменистан же вместе с Орлом попробовал решить глобальную задачу, которую ставили «КиноТоку» с момента основания, – заинтересовать молодежь не только искусством кино, но и специальностью энергетиков. Заряженность ролика про то, как люди превращаются не в энергетиков, но в энергетики, потрясающая. А слоган «Электрификация неизбежна» в контексте современности, когда у нас уже активничает искусственный интеллект, звучит глобально и окрашен новыми смыслами.

Анимационный рай

Интересно, что номинация «Лучший анимационный фильм» была у «КиноТока» сразу, но долгое время ярко не проявлялась. Да, были отдельные заметные видеоработы региональных творческих студий для дошкольников, но это были сплошь учебные ролики, узкой тематической направленности, было понятно, что это не работы именно к фестивалю, а нечто более-менее подходящее к формату конкурса. Теперь же «КиноТок» вырос невероятно как фестиваль с добротной анимацией. В младшей возрастной группе держать марку помогают ребята из творческих коллективов из Луганска и ленинградской Луги. А среди старших уже несколько лет подряд нет равных студентам Института графического дизайна СПбГУПТД. Авторы этих мини-шедевров, от буктрейлеров до полноценных мультфильмов с мифологической основой, могут занять достойное место среди отечественных мультипликаторов. Ибо имеют свой багаж профессиональных знаний, авторский почерк и желание быть креативными. Только бы творческий огонь поддерживали!..
Любовь
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» – эти слова из первого послания апостола Павла коринфянам сослужили добрую службу в работе Кристины Шахбазян. По мнению всего корпуса жюри, девушке удалось сделать лучший в своей номинации игровой короткометражный фильм. Студентка постоянного участника «КиноТока», Орловского колледжа искусств и культуры, смогла раскрыть идею подлинного чувства, даже когда предмет любви уже уходит из реального мира. В результате получилась картина, где очень целомудренно действуют как персонажи, так и режиссер. Тонкое высказывание еще и украшено весьма уместной операторской работой.
В итоге я подарила Кристине книгу «Феномен кино. История и теория» Н.А. Изволова (мой персональный приз). Буду рада, если этим пособием из области классики отечественного киноведения смогут воспользоваться и другие студенты ООККиИ.
Бесконечность
На конкурс было направлено более 145 работ авторов и авторских коллективов. В финале просмотрено 48 кинороликов от любителей и профессионалов. И среди них единогласно, по мнению жюри, был выделен музыкальный клип «Конечная станция «ты» Максима Мысина из Орла. То ли антураж родного железнодорожного вокзала, то ли настроение песни и точнейшее попадание в образ лирического героя так повлияли на нас, но произошла маленькая сенсация. Обычно «Музыкальный клип» – моя нелюбимая номинация, которая сковывает автора, загоняет его в шаблоны. Но в этом году мы отдали Максиму гран-при и победу в своей номинации. А он признался на награждении, что узнал о «КиноТоке» благодаря родному ОГИКу, но в прошлом году был только в качестве репортера на конкурсе. И, вопреки страхам, дерзнул отправить заявку и войти в число участников. И прекрасно справился с задачей!
Надеемся на бесконечный интерес зрителя к фестивалю и новых удачливых участников, авторов видео, скроенного коротким метром.