Хореограф для особенных

2023-08-20

Автор: Наталья Синицына, фото героини материала

Хореограф Валерия Мамченко – одна из немногих в Орле, кто работает с детьми с особенностями интеллектуального развития. Трудясь в центре «Равные», наша землячка помогает таким ребятам развиваться, пробовать себя в творчестве и находить свое место в обществе.



В приоритете – дети

– Валерия, расскажи, почему ты выбрала творческую профессию.
– Моя жизнь всегда была связана с танцами. Долгое время я занималась хореографией, в школе часто просили поставить номер к праздникам. Не сразу, но решила, что могу стать профессионалом в этом деле, учить других, передавать им свои знания и опыт. После поступления в Орловский государственный институт культуры (ОГИК) мое желание только укрепилось. Сейчас я преподаю двум группам – обычным детям в танцевальной студии «Ракурс» и в центре «Равные» для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
– Как удается совмещать учебу и работу, да еще и преподавать сразу в нескольких коллективах?
– Работа является одновременно и моей учебой, и, так сказать, практикой. Никаких секретов нет – я люблю хореографию и получаю удовольствие от того, что могу себя реализовывать.
– Ты могла бы стать танцовщицей, но предпочла педагогическую деятельность…
– Мне всегда было интересно общаться с детьми. Причем так, чтобы они меня не боялись, чтобы им было комфортно постигать творчество вместе со мной.
В жизни приходилось сталкиваться с тем, что хореографы в некоторых студиях работали не на результат, а просто ради денег. Без фантазии, без стремления к росту. Тогда я решила, что в приоритет всегда буду ставить именно развитие своих воспитанников. Если придется много заниматься – не беда, главное – показать хороший результат, именно искусство, а не механические телодвижения.

Творчество в «Равных»

– Как решилась работать с особенными детьми? Наверняка это трудно.
– Как-то я увидела объявление, что в АНО «Центр социальной поддержки людей с особенностями развития «Равные» требуется хореограф. Искали в том числе и среди студентов ОГИК. Большинство не рискнули попробовать, потому что побаивались: работа с такими детьми кажется непростой. Я же решилась: пришла на собеседование, потом стажировалась несколько недель, посещала занятия, наблюдала, изучала правила общения – в общем, окунулась в эту сферу.
Спустя неделю я начала работать самостоятельно. Детки долго привыкали ко мне, поначалу не воспринимали как педагога – ведь они уже привязались к другим. Но я постаралась найти подход к каждому.
– Были ли сложные моменты в работе, когда опускались руки?
– Поначалу было немного страшно: вдруг не справлюсь. Но уже через месяц поняла: это мое, я хочу помогать таким детям.
Существует закономерность: в эту сферу примерно в 60% случаев приходят работать те, кто столкнулся с похожим диагнозом у близких. Я же вошла сюда без наглядного примера, у меня не было знакомых с особенностями здоровья. Поэтому многие удивляются, спрашивают, зачем мне это.
– И как ты отвечаешь?
– В нашем городе мало творческих студий для детей с ОВЗ. Нечасто находятся люди, готовые взять на себя такую ответственность. Есть организации, в которых преподают отдельные элементы хореографии – ритмику, например. Но это больше для общего развития, нежели полноценная хореография. Мне же хочется погрузить людей с ограниченными возможностями в искусство, показать всем, что они тоже могут быть творцами. Сейчас много говорят об инклюзивности, а мы внедряем это, и довольно успешно.

Показали уровень

– Слышала, что с недавних пор твои «студийцы» стали выигрывать престижные конкурсы. Расскажи об их успехах.
– Активно участвовать в конкурсах и фестивалях мы начали с 2022 года. Первой нашей заявкой на победу стал конкурс «Орловские заковырки», мы взяли первые места и гран-при во многих номинациях.
После этого мы приняли участие в «Единых играх» – это специальная олимпиада для людей с особенностями интеллектуального развития. Из Казани, где она проходила, мы привезли золото и два серебра. Победили с номером, где я танцевала со своим воспитанником с синдромом Дауна.
После мы участвовали в Зимней олимпиаде. Мероприятие было масштабным: много участников, большая программа, более высокий уровень танцоров, чем в Летних играх. В итоге мы заняли третье место и были безумно рады, так как достойно представили Орловскую область и получили незабываемые эмоции и новые умения.
– Что, помимо этого, дает хореография людям с особенностями интеллектуального развития?
– Занятия танцами полезны всем: это укрепление мышечного корсета, физическое развитие. А особенные детки учатся в танце показывать свои эмоции, помогать друг другу, быть чуткими. Элементарные поддержки вырабатывают внимательность, доверие. Улучшается мозговая активность.

Вдохновила… педагогов

– А что такие занятия дают тебе? Чем отличается преподавание обычным детям от работы с людьми с ОВЗ?
– Сначала я думала, что работать с такими детьми сложнее. Но это не так. Нужно подружиться с ними и войти в доверие, тогда все будет как надо. В моей группе занимаются ребята с 11 лет. Они тянутся к добрым и открытым людям.
Конечно, преподавать им очень энергозатратно – ты отдаешь им все ресурсы. Для каждого ребенка нужно ставить свой номер, учитывать особенности: кто-то из группы более резкий, у кого-то выходят плавные движения. Так что здесь больше индивидуальной работы при постановке номеров.
– Учат ли взаимодействию с особенными детками в вузе? Или пришлось получать дополнительное образование?
– Наш профиль подготовки в вузе не предусматривал такого опыта. Но многие преподаватели охотно делятся со мной информацией. А я в свою очередь могу рассказать о своих наработках.
Поэтому педагоги посоветовали мне посвятить выпускную опыту работы с детьми с ОВЗ. Может, об этом говорить нескромно, но некоторые мои наставники вдохновились и тоже стали интересоваться инклюзивным творчеством.
– Какие планы у студии на новый учебный год?
– Без ярких танцев мы зрителей не оставим! После летних каникул ребят нужно будет взбодрить и вернуть в былую форму. А дальше – подготовка к конкурсам, работа над собой. Команда «Равных» готова сделать многое, чтобы дети с особенностями интеллектуального развития смогли найти свое место в мире.


Справка «ОВ»

В центре я чувствую себя как дома, люблю своих воспитанников и горжусь их успехами. Мои дети – большие молодцы. Многие думают, что нагрузка у особенных танцоров очень мала. Это не так! Чтобы показывать такой высокий уровень, который мы заявили, приходится много тренироваться. Я даю ребятам много материала, в год они учат минимум четыре танца – это серьезный показатель.