Хранить народную культуру

2024-03-20

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива Д. Зотовой

В последнее время в регионах возрождается интерес к народной культуре нашей страны. Не стала исключением и Орловщина. О развитии народных промыслов и ремесленничества корреспондент «ОВ» побеседовал с Дарьей Зотовой – создательницей сувенирной продукции, организатором тематических мероприятий.



Мода на русское

– Дарья, почему для вас важны народные промыслы?
– Мой папа классический академический художник, и я все время находилась в творческой тусовке. С детства впитала важность народной культуры. Вокруг меня об этом говорили постоянно, и это стало для меня само собой разумеющимся.
– В чем сложность работы в этой сфере?
– Основные трудности, с которыми мастера сталкивались последние двадцать-тридцать лет, – конкуренция с так называемым ширпотребом. Эта продукция низкого качества, штампованная, созданная непрофессионалами.
Также проблемой считаю низкую осведомленность населения о ценности народных художественных промыслов. Между ценностью и ценой в денежном эквиваленте люди чаще выбирали деньги: где сувениры дешевле, там и покупали.
– И нет никаких предпосылок к исправлению ситуации?
– Сейчас набирает силу тенденция к выбору отечественного производителя. В моде русское. Можно сказать, народ привык к тому, что изделия ручной работы не могут стоить столько же, сколько пластмассовая безделушка из Китая.
Также положительным индикатором может служить тот факт, что появляется все больше мастеров. Уходит страх перед работой в этом направлении. Возникает и уверенность, что будет спрос, покупательская стабильность.

Тенденция на локальность

– Кто является клиентом мастеров народного промысла?
– В первую очередь это гости Орловщины, а также жители региона, которые ищут подарок для иногородних друзей. Набирают популярность корпоративные заказы.
Население стало более просвещенным в этой сфере. Явно прослеживается тенденция к возвращению к изделиям ручной работы. Безликая штамповка уже набила оскомину, люди от нее устали. Все стали понимать ценность авторского подхода и сложившегося культурно-исторического наследия.
– А интерес орловцев к своему культурному наследию растет?
– Да, этому сопутствует ряд причин. Во-первых, идет популяризация – государство выделяет деньги, на народную культуру обращают внимание влиятельные организации.
Во-вторых, сейчас в целом в мире тенденция на локальную специфику в дизайне. Это касается не только нас, но и все национальности, материки. Все пытаются элементы своего национального культурного достояния внедрить в современность.

Своего рода клад

– Поэтому вы вместе с художником ДПИ Татьяной Шалаевой решили провести ярмарку «Кладенец», на которой местные мастера презентовали свои изделия?
– Да. У нас была цель – открыть жителям и гостям города новые имена из мира современного и традиционного искусства и ремесленничества, презентовать полную и вариативную подборку творческих направлений, оказать поддержку социально значимым инициативам. И мы рады, что орловцы проявили интерес к такому мероприятию.
– А почему так назвали мероприятие – «Кладенец»? Что означает это слово?
– Кладенец – древний славянский дух, который живет в пещерах и сторожит клады. А народные промыслы и есть тот клад!
– Бытует мнение, что изделия народных мастеров не каждый может себе позволить… Такие вещи стоят больше, чем в сетевом магазине. Может, они прослужат долго и так окупят себя?
– Мастера работают на разные ценовые сегменты. Да, кто-то нацелен исключительно на эксклюзив, но в таком же направлении можно найти и более приемлемых по ценовой политике.
Насчет «послужить долго» – я бы не рассматривала это как аргумент. Есть понятие НХП – народные художественные промыслы, и они априори не предназначены для того, чтобы служить. Их поставил на полку и любуешься. А есть ДПИ – декоративно-прикладное искусство, вот тут уже вещи предназначены для использования в быту.
Настоящий мастер сделает все для качества, потому что от этого напрямую зависит его репутация и количество клиентов.

Поддержки недостаточно

– Когда заходит речь о мастере народных промыслов, в голове возникает картинка пожилого человека… А молодежь интересуется этим направлением?
– Молодые люди в поиске вдохновения и реализации увлекаются народными промыслами. Народное творчество не вымирает, но и преемственность поколений сейчас не на должном уровне. Вы правы, хранители традиций – в большинстве своем возрастные люди.
– Помогает ли региональная власть в популяризации народных промыслов? Созданы условия для развития?
– В нашем городе работает центр народного творчества, на плечи которого лег весомый пласт работы в этом направлении. Также, по моим данным, в скором времени информационно-выставочный центр будет привлечен к работе с народными мастерами.
Конечно, поддержки не хватает. Проходят частные мероприятия, но они требуют окупаемости, хотя бы минимальной. А народные мастера не готовы к такой ситуации. Они привыкли, что их приглашают на ярмарки и выставки, где им ни за что не надо платить.
То есть ситуация неоднозначная. Что-то делается, но этого пока недостаточно.
– А как обстоят дела с продвижением народных промыслов у наших соседей?
– Брянщина не отличается особыми успехами, а вот Курск может похвастаться. Несколько раз была на местных фестивалях и видела, что там тема народных промыслов хорошо развита.
Также приятно удивляет Липецкая область – поддержка народных промыслов и в целом людей, занимающихся ремеслом, там на высоком уровне. Прошлым летом посетила фестиваль «Липецкое городище», мастеров было не счесть. Я думала, их столько собралось со всей России. Оказалось, это только местные!