Хранители традиций

2023-07-06

Автор: Наталья Синицына, фото из архива героев публикации

Николай Петрович Комов – заслуженный работник культуры РФ, народный мастер Орловской области. Более 35 лет он вместе с женой Еленой Федоровной изучает искусство глиняной игрушки. Супружеская пара – частые посетители выставок и ярмарок, где их работы приковывают внимание орловцев. Корреспондент «ОВ» побеседовал с четой Комовых о старинном искусстве нашего региона, преподавании и сохранении традиций.



Путь ученика

– Николай Петрович, Елена Федоровна, расскажите, чем вас заинтересовали народные игрушки Орловщины?
Николай Петрович: – Я получил художественное образование в Орловском пединституте. Сначала хотел работать только с красками – писал картины, а потом втянулся в организацию выставок народных промыслов, познакомился с хранителями ремесел. И мне так понравились эти игрушки – плешковская и чернышенская. Они показались мне простыми и архаичными. Таких в России больше нет – остальные яркие, вычурные.
Сейчас и рисую, и делаю игрушки, периодически участвуем с женой в выставках.
Елена Федоровна: – Я окунулась в мир народных промыслов уже в браке с Николаем. Расписываю фигурки темперой.
– Учились этому делу? Как долго пришлось постигать секреты орловских промыслов?
Н.П.: – Я много путешествовал по области. Встретил Анну Харитоновну Афанасову, мастера по чернышенской игрушке, и Александру Михайловну Иванилову, мастерицу по плешковской. Секреты работы с глиной постигал у гончара Петра Ивановича Логвинова.
Долго учился делать свистки. Я ездил в Одоев, там местный умелец давал мастер-классы. Адаптировал игрушки к современности, но сохранял традиции лепки и росписи.

Изучили каноны и привнесли свое

– Что было самым трудным в изучении этого старинного искусства? А в изготовлении и адаптации к современности?
Н.П.: – Информация о технологиях этих промыслов передается из уст в уста, книг в то время было очень мало. Например, о плешковской игрушке писал разве что старший научный сотрудник Ливенского краеведческого музея Олег Леонидович Якубсон. Пришлось собирать знания в своего рода экспедициях на места, беседах со старожилами.
Е.Ф.: – После того как Николай освоил техники создания игрушек, мы решили немного отойти от канонов и привнести свои, можно сказать, требования времени. Например, современное изделие не должно бояться воды, а после мытья оставаться ярким.
А как раньше делались игрушки? После тяжелой работы женщины приходили домой и у окна лепили фигурки. Раскрашивали соломинками и пальцами. Использовали природные краски, не слишком долговечные: оранжевую получали из моркови, красную – из свеклы, зеленую – из сока лопуха. Сама глина сохраняла цвет.
Когда Николай Петрович начал делать игрушки по образу и подобию архаичных, они не были так востребованы. И тут я взяла дело в свои руки! Начала раскрашивать яркими красками.

Игрушечный конвейер

– Сколько времени у вас уходит на изготовление одной игрушки?
Н.П.: – Минимум 15 минут. Это несложная небольшого размера фигурка. Руки уже двигаются на автомате.
Перед этим, правда, нужно подготовить глину. За материалом для плешковской игрушки мы ездим в Ливны, для чернышенской – в Новосиль.
Изделие после лепки сохнет около суток, потом я обжигаю его в специальной печке. После передаю игрушку в руки Елены Федоровны и ее таланта.
– Елена Федоровна, как вы придумываете узоры для изделий?
Е.Ф.: – За образец берем старинные новосильские и ливенские игрушки. Мы используем символы наших предков, когда каждый узор и цвет имели значение. Так, например, корова у крестьян считалась кормилицей, соответственно, это символ изобилия.
Возьмем, к примеру, такую чернышенскую игрушку, как всадник на лошади. Его ассоциировали с самим солнцем, поэтому на лошадь мы добавляем золотые пятнышки. Красной и зеленой краской рисуем полоски – они символизируют грядки, посевы, зерно.
Само игрушечное дело зародилось задолго до православия и во многом отражало аграрные составляющие мифологии.

Сохраняя культурные корни

– Николай Петрович, большую часть жизни вы посвятили в том числе и преподаванию. Как считаете, молодежь интересуется традициями?
Н.П.: – Я преподавал в школах, домах детского творчества, в художественном училище им. Мясоедова и всегда видел интерес в глазах детей.
– Достаточно ли в нашей области мероприятий по сохранению народных традиций?
Н.П.: – Есть много энтузиастов, но не хватает общности. Должна быть программа от правительства области. Народных мастеров нужно собирать воедино, устраивать мероприятия. Есть же у нас тургеневские праздники, другие культурные события, следует развивать и эту тенденцию.
Е.Ф.: – Мы много путешествовали по подобным ярмаркам, с нашей продукцией нас часто приглашали в Курск, Воронеж, Белгород и другие города. Там с этим все обстоит хорошо.

Секреты любви

– Николай Петрович, а как вы познакомились с Еленой Федоровной?
Н.П.: – В 1972 году я шел в гости к другу. Он жил на четвертом этаже, а я задумался и случайно зашел на третий. Дверь мне открыла красивая девушка, которая сказала, что я ошибся квартирой. Когда попал к другу, то поинтересовался у его жены, кто живет этажом ниже. Та решила помочь мне познакомиться, позвонила Елене и позвала якобы посмотреть обновки. Я пригласил свою будущую супругу на прогулку, а через год мы поженились.
– Вашему браку в этом году исполняется 50 лет. Не поделитесь секретом долгих и счастливых отношений?
Н.П.: – Общие интересы очень сплачивают. А еще мы никогда не унываем, и жизнь играет яркими красками.


Справка «ОВ»

Плешковские и чернышенские игрушки – наследие народных традиций Орловщины. Особенность первой (родом из села Плешково Ливенского района) – в цвете глины: при обжиге она приобретает светло-розовый или телесный оттенок с вкраплением блестящей слюды. Расписывали ее обычно синим, красным, реже зеленым цветом. Изготавливались фигурки солдат, домашних животных (уточек, лошадок) и мифологических существ (русалок, сиринов). На родине чернышенской игрушки – в селе Чернышено Новосильского района – лепили обычно кукушек, коньков, в том числе с седоками, барыней-кормилок. Чернышенскую роспись многие мастера прозвали «кукушечьей» – ее узоры в виде полосок напоминают оперение этой птицы.