«Художник не обязан всем нравиться»

2018-09-24

Автор: Беседовала Елена Михалькова

Василий Верижников – молодой неординарный художник. Мы познакомились в библиотеке имени Пушкина на его первой персональной выставке. Юноша с длинными волосами в кожаных брюках и английском фраке, усыпанном значками времен СССР, произвел неизгладимое впечатление на публику. Центральное место на выставке занимали масштабные коллажи из советских книг и журналов, а также его сюрреалистические работы на тему снов.



К своим 22 годам Василий многое пережил: смерть любимой бабушки, неизлечимую болезнь матери, полное безденежье. Ему пришлось оставить учебу в художественном училище и пойти работать хоть куда-нибудь. Помогли случайные люди: житель Санкт-Петербурга нашел по объявлению в сети работу в типографии, где производят упаковку, там Вася работает уже больше года. Хватает на то, чтобы снимать однокомнатную квартиру и покупать еду…
После большого творческого перерыва Василий Верижников создал несколько коллажей из корешков и обложек ненужных книг – их он берет в Бунинской библиотеке, там периодически выкладывают «макулатуру». Еще Вася любит помойки и заброшенные дома – там можно найти старые оконные рамы или интересную гобеленовую обивку диванов, старые провода и прочий бесценный материал для творчества.
Впрочем, лучше дадим слово ему самому.
– Тебя вдохновляют странные вещи. Например, твои работы, посвященные снам, жизнерадостными не назовешь.
– Да, сны – одна из важнейших тем в моем творчестве и неиссякаемый источник вдохновения. Еще ценю мир природы, но пока это не очень отразилось в моем творчестве, разве что старый шкаф расписал насекомыми. Ну и само собой советская культура, она стала для меня огромной вдохновляющей силой. Еще мне интересны человеческие культура, быт. Но за какую тему я бы ни брался – все это предстает всегда в мрачном свете. С черным юмором или же совсем безрадостно, но таковы мои понятия эстетики. Дело не в том, что мне претит добро и импонирует зло, просто с художественной точки зрения светлая сторона мира для меня банальна и неинтересна.

Художники – больные люди
– Как ты думаешь, могут ли быть интересны твои работы зрителю настолько, чтобы он захотел их купить?
– Я считаю, что художники работают не ради денег и, что особенно важно подчеркнуть, не ради того, чтобы понравиться зрителю. Художник выражает собственный мир и опыт изобразительными средствами. И делает это так, как он видит и чувствует. Муза – это что? Полет идей, вдохновение, то, что ведет художника к его целям, собственно муза и есть лирическое воплощение самой цели. Такие миры, которые изображаю я, это другая форма эстетики. Художники – больные люди. Я не шучу. Имею в виду не только авангардистов. Возьми того же реалиста Репина и его картину «Иван Грозный убивает своего сына». Это же жуть!
Меня в детстве невероятно пугало лицо обезумевшего царя. Но хотел бы подчеркнуть такой нюанс: Репин писал картину по своей инициативе, не по заказу. С такой любовью и старанием какой нормальный человек будет писать сцену убийства? Да никакой. И все мы такие… Для художника все едино: и жизнь, и смерть – все является порождением природы, все одинаково яркое и эмоционально насыщенное и заслуживает равноправия с точки зрения красоты.
– Кто из творцов повлиял на развитие твоих эстетических вкусов?
– Если говорить о самых-самых, то, пожалуй, моя любимая художница, которая больше всех близка по духу, это заслуженная художница Польши Александра Валижевская. Фундаментальное влияние также оказал Сальвадор Дали. Он научил меня, что художник может быть талантливым в самых различных областях. Дали показал, что художник не обязательно серая мышь, перепачканная краской, сидящая в своей мастерской и ваяющая шедевры. Художник сам может быть искусством, он может быть эпатажным, выливать свое творчество во внешний мир, преображая его вокруг себя…

Творить ради музы
– Хотелось бы, чтобы твои работы покупали?
– Трудно ответить на этот вопрос. Возможно, я буду рад, если кому-то моя работа понравится настолько, что он захочет ее купить. С другой стороны, мне очень сложно расставаться с ними, они как бы часть меня…
Самое оскорбительное, что можно сказать о художнике: он должен работать ради людей, а не ради музы. Дело в том, что это уже будет не художник, это ремесленник. Он не преследует великих целей, не хочет совершить инновацию в мире искусства, он просто хочет повторять то, что людям уже привычно, чтобы не рисковать, чтобы заработать.
Художники же преследуют свои собственные цели, это их смысл, который вытесняет все, семью и детей в том числе, потому что они сами как дети. Для художника деньги – это просто средство, чтобы жить, есть и спать, ведь без удовлетворения базовых физиологических потребностей он не сможет заниматься искусством и реализовать идеи.
Думаешь, для чего художники устраивают выставки? Только для того, чтобы продать свои работы? Вовсе нет. Деньги можно заработать самыми разными способами, а с помощью картин художник старается получить понимание. Он таким образом бежит от одиночества… Хотя, еще раз повторюсь, чем более личным является произведение, тем меньше ты горишь желанием выставить его напоказ, в этом вся ирония.
– Есть то, что в искусстве вызывает негативные эмоции?
– Не люблю голый антропоцентризм. Меня удивляет, когда из всего великого разнообразия красоты, которая есть в этом мире, авторы выбирают только человеческий образ. В мире есть горы, деревья, цветы, птицы, бабочки, животные, море, есть металл, заводы, линии электропередач, дома, трубы и много чего еще, что можно изобразить…
Возьмем тех же супрематистов. Они рисовали геометрические фигуры, видели в них красоту. Уж геометрические фигуры точно не имеют никакого отношения к человеку, по крайней мере, эстетические взгляды супрематистов никак не связаны с антропоцентризмом.
«Сокровища» Василия
– Давай поговорим о «сокровищах». Материалы для творчества ты ищешь в самых неожиданных местах, часто для людей это просто мусор, хлам.
– Я, кстати, добыл в Бунинке подшивку из журналов «Знание – сила» 1964 года. Даже бегло пробежав по страницам, понял, что с художественной точки зрения журнал представляет невероятную ценность, там повсюду необычайнейший русский авангард, супрематизм, странные образы, игры со шрифтами. Думаю, для меня подшивка станет большим источником вдохновения.
Мне часто говорят, зачем ты собираешь хлам, ведь, к примеру, книжную обложку СССР можно найти в Сети и распечатать. Не соглашусь. Старые обложки обладают своей фактурой, на них отпечаток времени в виде определенных затертостей, пятен и искажения цвета, которые не передать никакими ручными способами, имитацией старины и т.д. Время – это довольно мрачный, но очень талантливый художник, которого человек никогда не сможет превзойти.
У меня как минимум триста обложек, все они разложены по коробочкам. Часть из них распределена по двенадцати цветовым категориям для будущих мозаик, другая часть – обложки учебников, на военную тему, самые истрепанные обложки – я собираю их для других потенциальных проектов. А иллюстраций и заголовков у меня две большие коробки, и до их переборки еще далеко.
– Василий, интересно, что ты с дотошностью ученого собираешь по крупицам информацию о советской эпохе и художниках-авангардистах в ее немассовом разрезе, которая в основном не интересует широкую публику…
– Да многое забыто. Сотни гравюр, фотографий и рисунков встречаются в огромном количестве в старых журналах и книгах, но информацию об их авторах почти никогда нельзя найти в интернете. Глобальные произведения известных творцов, конечно же, интересны историкам и искусствоведам. А все остальное культурологам неинтересно и, соответственно, массам неизвестно.
К примеру, если вбить в поиске «забор по 2», то можно найти советский бетонный забор с ромбиками, у которого интересная история, за него архитектор-разработчик получил премию. А вот попробуй вбить «советские балконы» – и ты не найдешь ничего ценного, лишь раздолбанные плиты с прутьями.
Теперь обрати внимание на сделанные мной фотографии орловских балконов. Я нашел балкон с изображением цветов и оконную решетку с символикой олимпиады 1980 года. Давно занимаюсь изучением нашего города и коллекционированием фотографий такого рода. Одних решеток у меня уже около сорока разновидностей.
И чем все эти балконы и решетки хуже того же знаменитого забора? Над их разработкой тоже трудились люди, это часть индустриальной культуры, какой бы грубой и простой эта работа ни казалась, но половина культуры СССР выглядит грубо и просто, в этом ее суть.