«И дай мне быть участником твоего бессмертия»

2021-07-29

Автор: Наталья Смоголь

Ничто так не оголяет отношения со временем, как юбилей: как никогда остро встают вопросы о достижениях и перспективах, отношении окружающих и личном взгляде на происходящее внутри и вовне. Большинство людей эти вехи волнуют, тревожат, радуют, мобилизуют. Но что сказать, если юбилей равен двум столетиям и отмечают его в самых разных странах? Наверное, что человек прожил уникальную жизнь и достоин такой памяти. Речь идет, конечно, о Полине Виардо Гарсиа – пианистке, органистке, певице, педагоге, композиторе, которую 18 июля чествовали в музее И.С. Тургенева.



Памяти Музы

Именно здесь, в эпицентре орловской культурной жизни, уже полгода проходят мероприятия, посвященные этой удивительной женщине: онлайн-салоны «Полина Гарсиа. Детство в семье музыкантов», «Канцона Ференцу Листу», концерт «Триумфы Виардо в России». В конце весны музыкально-литературные проекты дополнились ярким художественно-визуальным событием под названием «Мильфлёр в гостях у Виардо» – старейшая фабрика гобеленов Жюля Пансю воспроизвела мифологическо-флористические сюжеты, начиная со Средневековья, например, серию «Дама с единорогом». Знатоком этого вида искусства был Луи Виардо, разделявший с Иваном Сергеевичем Тургеневым любовь к охоте, литературе и музыке. Так случилось, что и самым главным человеком в их жизни стала одна женщина – Полина, талантливая, артистичная, смелая, чарующая и независимая.
Каждый год и даже месяц прибавляет нечто неизвестное ранее к истории взаимоотношений русского писателя и французской оперной певицы. Так, например, 24 июня известный биограф Полины Виардо и канадский тургеневед русского происхождения Николай Глебович Жикулин во время телемоста с орловскими, московскими и питерскими коллегами рассказал о своих находках в библиотеке Гарвардского университета, благодаря которым выстроилась история создания оперетты «Последний колдун», писавшейся, как оказалось, на протяжении 20 лет и претерпевшей удивительные метаморфозы, во многом отразившие перипетии взаимоотношения авторов.

Любовь длиною в жизнь

И вот наконец в сам юбилей, поистине кульминационный летний день, в музее произошли сразу два знаковых события: премьера театральной миниатюры и открытие статуйки, то есть уменьшенной статуи, самой виновницы торжества. В первой части праздничной программы в качестве драматурга и режиссера-постановщика дебютировал член Тургеневского общества, актер и певец Рахим Рахманов, который предложил гостям очередного салона фантазию в диалогах «Я шел среди высоких гор». Название действу дало одноименное стихотворение, написанное под впечатлением от самых безоблачных отношений с предметом своего чувства и от путешествия по горной местности Франции и Испании. Спустя 33 года, подводя итоги жизни в произведениях, названных «Старческие сны» («Senilia»), поэт как бы вновь переживет и радость взаимного чувства, и боль неприкаянности:

Я был любим! любим я был!
И все иное позабыл!..
Зачем не умер я тогда?
Зачем потом мы оба жили?

Пришли года… прошли года –
И ничего не подарили,
Что б было слаще и ясней
Тех глупых и блаженных дней.

 

Диалог в вечности 

В театральном действе Иван Тургенев (Антон Бушунов) и Полина Виардо (Алина Бабенкова) в своем посмертии встречаются в неком метафизическом пространстве, на горней вершине, откуда пытаются обозреть свою судьбу и как бы ведут разговор в вечности. Конечно, акцент сделан на чувства и переживания героини, многое переосмыслившей в своих взаимоотношениях с русским рыцарем, который любил ее «так искренно, так нежно», но не мог противостоять ни семейным обстоятельствам, ни собственному характеру. Ведь не случайно Тургенев сравнивает всех своих несчастных влюбленных с собой, а образ фам фаталь в его произведениях всегда несколько напоминает читателю мадам Виардо.
Фантастический диалог становится единственным и последним шансом двух близких, но сложных людей расставить все точки над «i». Он спрашивает, могли бы они стать одной семьей, она просит прощение за свою импульсивность и эгоизм. По ходу действия становится понятно, что героиню больно ранили и пересуды о ее внешности и происхождении, которыми не гнушались светские дамы и сама матушка писателя, и профессиональные проблемы. А если добавить к этому заботу о четырех детях, колоссальные гастрольные нагрузки, материальную нестабильность, то драматизм положения этой женщины оказывается очевидным.
Но не меньшее сочувствие вызывает и судьба нашего земляка, который на протяжении долгих лет хранил трепетную верность предмету своего чувства, был надежным другом и помощником. Прозвучавшее в финале действа стихотворение в прозе «Стой!» оказалось гимном любви, уже третье столетие волнующей своей загадочностью и чистотой.

А в Маменькином садике в этот же день произошло еще одно знаковое событие: на полянке под двумя соснами нашла приют скульптура Полины Виардо работы Андрея Поздеева, ученика Валерия Михеева. Певица в накинутой на плечи шали смотрит вдаль и как бы осмысливает свою жизнь, вспоминает близких ей людей, один из которых в порыве беспримерного обожания воскликнул: «Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!»