Игры разума Станислава Кучера

2010-07-11

Автор: Катерина Кашина

Политический обозреватель и ведущий телепрограммы с нескромным названием «Час Кучера» на канале «Совершенно секретно» завоевал себе репутацию «неудобного собеседника» и «неприличного телеведущего». Накануне приезда в Орел у журналиста-бунтаря появилось свободное время, чтобы пообщаться по телефону с «Орловским вестником». Станислав рассказал о своих рабочих планах, высказался относительно информационной политики в стране и мире, о зависимости и независимости журналистов и о том, что же его связывает с Орлом.



Своя игра

– Станислав, вас называют скандальным журналистом, нарушающим рамки дозволенного. Что вы об этом думаете?

– Отвечая на вопрос прямо, я о таких вещах давно не думаю. Скандальным? Не помню, что где-то меня так окрестили публично. Одна газета назвала «неприличным телеведущим» – в том смысле, что как политический обозреватель (а я вел тогда программу «25 час» на ТВЦ) я не вписывался в рамки государственного приличия, которые, цитирую ту заметку, «установила для телевидения власть». Если рамки дозволенного сейчас – не задавать острых, неудобных вопросов власти, не делать нелицеприятных для чиновников комментариев, то тогда все верно, я эти рамки нарушал и намерен продолжать в том же духе. Что и вам советую, иначе вы кто угодно, но не журналист. К слову, рамкам – во всех смыслах слова – я всегда предпочитал картины.

– Почему вы занялись именно документалистикой?

– Не совсем так. Я документалистикой никогда не занимался. В профессиональном смысле. Есть ведь документалистика в кинематографе, на телевидении, каждая со своей историей, четкими жанровыми особенностями, вписанными в летопись именами мэтров (один Михаил Ромм чего стоит!) и героями нового времени – Виталий Манский, Алексей Вахрушев, Юрий Шиллер. Это люди, для которых документальное кино – дело жизни, главная форма самореализации, если хотите, то, для чего они появились на этом свете. Я же просто однажды попробовал себя в новом жанре и снял зарисовку под названием «Русские грабли» – набор симпатичных монологов разных людей – от бомжей до кинозвезд – о вечном неверии русского народа в свои силы. Зарисовка получила несколько лестных для меня отзывов, две достойные профессиональные премии, но ни на одном канале показана так и не была. То ли я оказался не слишком настойчив, то ли теленачальники и в ней усмотрели крамолу и решили перестраховаться.

– Вы не переживаете по этому поводу?

– Да я вообще по не связанным со здоровьем близких поводам редко переживаю. Этой зарисовке аплодировал полный кинозал на фестивале в Киеве, ей присудили премию Артема Боровика профессионалы в Москве, сам я понял, что умею, а чему еще надо учиться. Тема моих «Грабель» жива, пока в России жив спор о судьбах Родины, так что эту пленку, если не размагнитится, показать можно будет хоть через сто лет, когда нынешние телечиновники уже успеют переродиться в виде баобабов или, в лучшем случае, самок кроликов.

Пару слов о работе

– В чем вы видите основную задачу журналистики?

– Из океана информации находить ту, которая важна для человека, то есть способна повлиять на его здоровье, благополучие или настроение. И затем – в увлекательной форме доносить эту информацию до адресата. Под информацией я понимаю не только голый факт, но и те экспертные комментарии, которые обычный человек не в состоянии оперативно собрать сам. Пример: журналист узнал, что из городского зоопарка сбежал молодой лев, который до этого съел смотрителя зоопарка, то есть стал людоедом. Задача журналиста – немедленно сообщить об этом горожанам, чтобы те попрятались по домам. Если лев никого не съел и при этом стар и просто заблудился сослепу – сообщить народу, чтобы ничего не боялись, в случае встречи, не дай Бог, не пытались убить бедное животное, а лучше позвали специалистов.

В любой сфере можно привести похожий по сути пример. Журналист получил документальные подтверждения того, что губернатор (прокурор, судья, главный милиционер, любой госчиновник) ворует бюджетные деньги. То есть те, которые мы платим в виде налогов из своего кармана. Полный вперед: пиши, снимай, делай так, чтобы в следующий раз твои сограждане знали, кого выбирать. Все просто. И это не мое видение задачи журналиста. Это очевидная вещь. Как очевидная вещь, что для пожарного главная задача – вовремя тушить огонь.

– Станислав, вы же были и газетным обозревателем. А где все-таки интереснее работается: на ТВ или в газете?

– Мне повезло: я был и остаюсь везде. Почти в буквальном смысле. Я работал репортером, спецкором, обозревателем в газете. Затем ведущим политической программы на телевидении. Затем ведущим ток-шоу. Снимал спецрепортажи и документальные зарисовки. Запустил и два года редактировал первый российский проект National Geographic Traveller. Был продюсером вещания выходных и ведущим на «Русской службе новостей». Сегодня совмещаю радио, телевидение и работу над интернет-порталом. Веду программу с нескромным названием «Час Кучера» на телеканале «Совершенно секретно», делаю политические комментарии на новом информационном радио «Коммерсант-FM» (это, пожалуй, самый интересный проект, в котором я и как журналист, и как менеджер участвую на сей момент), плюс еженедельно делаю авторскую программу об автомобильных путешествиях на «Авторадио».

Я это все к тому, что я на самом деле – путешественник, и это – главное мое призвание. Просто большую часть жизни я зарабатываю на хлеб путешествием по миру журналистики и получаю от этого огромное удовольствие. Интересно везде. Интересной или скучной свою жизнь или работу делаешь только ты сам, больше никто. Годы работы в «Комсомолке» начала 90-х – отдельный, ни с чем другим несравнимый кайф. ТВ-6 – совсем другая, по-своему грандиозная история. Радио сегодня – третья. Огромное значение играет команда, с которой работаешь. К примеру, сейчас на «Коммерсант FM» у нас такая команда, что я сто раз подумаю, прежде чем поменяю эту работу на, к примеру, позицию телеведущего на общенациональном канале.

Конечно, есть классические отличия между газетой и ТВ. Газета, особенно сегодня, это прежде всего качество обработки информации, глубина анализа, красота и авторство стиля, все, что связано собственно со словом. Я беру в руки газету для того, чтобы прочесть увлекательный текст, получить от этого удовольствие, иметь возможность прочесть его снова.

Телевидение сегодня – это прежде всего картинка, оперативность, дискуссия в прямом эфире. Вернее, так должно быть. На сегодняшнем российском ТВ спора в прямом эфире нет – и это главная причина, почему сегодня, повторю, именно сегодня, работа на метровых каналах мне малоинтересна. Нет прямого эфира – значит, нет жизни, движения, развития. Или другая аналогия. Сегодняшние общенациональные каналы – это такие местами симпатичные, местами уродливые зоопарки. А я даже на животных люблю смотреть на воле.

– Видите ли вы разницу между работой в региональном и федеральном СМИ?

– Принципиальной разницы нет – главная задача журналиста не меняется. Ищи, находи и доноси до людей правду. Отличия, конечно, есть, но они уже второстепенные. Второстепенные по сути, но, безусловно, способные играть очень серьезную роль в каждом конкретном случае.

Задача регионального СМИ – заботиться о жителях региона, будь то свой двор, своя деревня, свой город, своя республика. То есть освещать окружающую жизнь. Для меня идеальный пример работы региональной журналистики – это американские газеты. Мой друг Майкл Джэкобс, главный редактор небольшой газеты в городе Грэнд Форкс («Большие вилы») в штате Северная Дакота (по нашим меркам глубочайшая провинция в самом тривиальном, обидном даже смысле этого слова), несколько лет назад получил самую престижную награду американской журналистики – Пулитцеровскую премию. За серию репортажей о том, как горожане выживали и боролись со стихией в разгар страшного наводнения. Тогда у них в прямом и переносном смысле всплыло на поверхность много разного – и грязи, и красоты. По улицам плавали цветы и нечистоты, неприметные в обычной жизни люди становились героями, и распиаренные герои оказывались пустышками… Короче, конечно, в газете у Майка есть и международные новости, и комментарии политики Вашингтона, но есть несомненный приоритет местной информации. Потому что люди живут СВОЕЙ жизнью.

Когда и у нас народ перестанет делить страну на столицу и провинцию, перестанет надеяться на политиков или винить их в своих бедах, возьмет свою жизнь в свои руки, когда начнет развиваться местное самоуправление – вот тогда у нас появятся самостоятельные, свободные и самодостаточные региональные СМИ. Таких, кстати, в стране уже немало. Я знаю десятки талантливых журналистов, которые ни в какую Москву ни за какие коврижки не поедут – просто потому, что: a) им в своем Красноярске (Самаре, Орле) комфортнее жить; и б) у них есть возможность в родных городах реализоваться профессионально. Когда я начинал репортером, подобное было невозможно.

Упадок, но не падение

– В одном из своих интервью (а именно: при общении с Татьяной Фельгенгауэр – журналистом радио «Эхо Москвы». – Прим. автора.) вы сказали о падении качества журналистики. Все осталось на том же уровне или что-то уже изменилось?

– По-моему, это настолько очевидная история, что долго говорить о ней лишне. Расцвет постсоветской журналистики пришелся, безусловно, на конец 80-х и на все 90-е годы, которые сейчас модно ругать. Качество рождается в соревновании, или, выражаясь рыночным языком, в атмосфере свободной конкуренции. Позже гайки были закручены, и свободная конкуренция умерла как явление – в политике, в бизнесе, в СМИ. Соответственно, упало качество продукта. Но я оптимист и считаю, что это – временное явление. Новые информационные технологии окажутся сильнее любых старых технологий контроля, а естественное для человека стремление к свободе самовыражения и потребность в выборе переживут амбиции любых политиков.

– Станислав, что вы думаете о нынешней информационной политике в стране?

– Я по сути не раз отвечал и сейчас ответил на этот вопрос. «Мы должны контролировать все, что о нас говорят» – такова в течение последних десяти лет была позиция правящей верхушки, которую она – верхушка – успешно провела в жизнь. Сейчас – по разным причинам – ситуация меняется и скоро изменится до неузнаваемости, поверьте мне на слово. Какой ценой – другой вопрос, достойный общественной дискуссии на общенациональном уровне.

– Вы проработали на многих ТВ-каналах. Как считаете, вы независимый или все-таки зависимый журналист?

– Я человек, зависимый от игр собственного ума. А о том, какой я журналист, спросите у кремлевских чиновников, могу телефон дать.

– Расследование – опасная вещь… С кем или с чем пришлось столкнуться во время работы?

– Я не занимаюсь журналистскими расследованиями. С опасностями для жизни из-за профессии сталкивался редко, во время поездок в горячие точки. Да и чаще это был не профессионально необходимый риск, а игра с собственным характером.

Ну а что касается всяких неприятностей, которые разные люди в разное время пытались мне причинить потому, что кому-то не нравилась моя работа, – да, бывало всякое. И от эфира отстраняли, и устроить проблемы с законом пытались – но разве это «опасности»? Опасность – это когда адреналин фонтаном бьет, например, когда ныряешь на 75 метров без спецоборудования или по краю пропасти в горах с похмелья проходишь. Хотя и это ближе к глупости или безбашенному авантюризму…

– Самый интересный сюжет или история.

– Из эфира или из жизни? Их тысячи уже. Из жизни – на днях поймал «мотор», разбитую старую «четверку» («Жигули»). Сел и провел полчаса в обществе безногого (без ОБЕИХ ног!) шестидесятилетнего водителя. Он отсидел в колониях 14 лет, потом вышел, и через пару дней, когда снова собирался на дело, его сбила машина. С тех пор он инвалид, но занимается честным частным извозом. В этом человеке было столько жизненной энергии, оптимизма, смеха, свободы, радости, любви к жизни, что мне после этой встречи до сих пор странно, что у меня хватает слабости и глупости пребывать в плохом настроении.

Знаете, я столько всего видел, снимал, писал, что, честное слово, могу вспомнить историй на целую книжку. Которую, кстати, сейчас и начинаю писать. Напишу – поделюсь парой глав, обещаю. А пока поделюсь своими стихами.

– Есть ли у вас, так сказать, рабочая мечта? Проект всей вашей жизни?

– Создать мультимедийный холдинг, главной этической задачей которого станет построение общества свободных творческих людей.

– Станислав, а что вас связывает с Орлом?

– С Орлом связывает жизнь. Здесь живут мои близкие. Здесь друзья детства. Здесь в 80-е бабушка, улица и 19-я школа сделали из меня то, что я из себя представляю.

– Часто бываете в Орле?

– Реже, чем хотелось бы. Раза три-четыре в году. Чаще летом. Скоро, короче, снова заеду.

 

Дождь – это солнце

Небо расплакалось морем

тяжелых,

Теплых, прозрачных,

искрящихся слез.

Праздник безумцев, детей

и влюбленных,

Время чудес и разбуженных

грез.

Эй, вы, усталые серые лица!

Жертвы успеха с засохшей

судьбой!

Дождь – ваш божественный

шанс измениться,

Вспомнить мечту,

объясниться с собой.

Бог не дурак и не плачет

напрасно.

Друг, ты от ливня бежать

не спеши!

Вспомни, как в дождь ее губы

бесстрашны…

Лей океанами душ для души!

Форма

русского успеха

Быть безжалостным

к бюджетам

Бесконечной госказны

И порядочным при этом

Верноподданным страны,

Хищно грабить государство,

А друзьям любовь дарить –

Так живет мое пространство,

И в ином мне не прожить…

Красть и искренне страдать –

Форма русского успеха,

Спьяну Чехова читать

И о Боге вспоминать

То от боли, то от смеха.

Осень 2000-го

Сгоревшая башня. Утопшая

лодка.

Продажная Дума. Карманный

Сенат.

А пипл по-прежнему хавает

водку.

Сегодня – поминки,

а завтра – парад…

From Russia

with Love

Я сквозь слезы смотрю

На раздетое тело

Своей милой, родной,

Но продажной страны.

Наш развод неизбежен,

А я неумело

Все пытаюсь спасти

Наши общие сны…

Нам же снилось когда-то,

Что вместе сумеем

Вопреки всем пророкам

Построить семью,

Осчастливить детей,

И при жизни успеем

Смело выпить до дна

За удачу свою…

Нынче глупо считать,

Кто кому сколько должен,

Кто кому изменил,

Кто кого обокрал…

Налицо только факт:

Наш союз обезбожен,

На доверии крест,

И я просто устал…

Я по-прежнему крепко

Люблю и привязан

К ее пьяным, чумным

И тоскливым глазам.

Я, наверное, правда,

Ей многим обязан,

Но есть нечто,

Чего ни за что не отдам.

И что родина алчет,

Судом угрожая,

То прося, то

С циничным прищуром зовя.

Это то, за что я

был всегда уважаем

Всеми теми, кого уважаю и я…

Это слово и сущность

Простые, как роды,

И, как роды, священные

Смыслом своим.

Это дух, ощущение и сила

свободы,

И свобода остаться собою

самим.

Каждый отдыхает

по-своему

Поцелую в макушку

Вековую сосну

И с звездою-подружкой

В чистом небе засну.

Пусть ревнуют внизу меня

К человекам другим.

Ты ревнуй меня, мать-Земля,

К существам неземным!

Разве важно быть понятым

Теми, кто не взлетал?

Как волшебно быть поднятым

В бесконечную даль!

Открывать и влюблять в себя

Души дивных планет,

Всех и каждую благодаря

За один только свет…

Погуляв по Вселенщине,

Под сосною проснусь

И простой земной женщине

Улыбнусь.

Ты тут, а я там

Вселенная ждет новых

перерождений,

Во сне улыбается дивным мирам,

Что скоро проснутся

в волшебном свечении.

И мы ждем чего-то. Я тут,

а ты там…

Планета мечтает о новых

потопах,

Границы тоскуют

по пестрым столбам,

Соскучился парус по южным

широтам…

Мы тоже скучаем: я здесь,

а ты там…

Мой кот хочет жрать

и еще больше – кошку,

Сосед ждет соседку,

но сможет и сам…

Игрушечный тролль

прислонился к матрешке.

Мы тоже любимы – я тут,

а ты там…

На свете хватает чудесных

явлений,

На свете, вообще, выше

крыши чудес!

И все же из всех неземных

совпадений

Мне радостней то, что ты

там, а я здесь!

И что бы сейчас тебе,

друг мой, не снилось,

Во сне мы гуляем по той же

звезде,

Где все, чего ждем,

между нами случилось…

И я тебя снова здесь, там

и везде…

Назад

в будущее

Мне пора улетать далеко-

далеко,

В те края, где я не был. Где

не был никто.

Где, как в детстве, все ярче,

новей и живей,

Где смеются и плачут смелей

и честней.

Там соленое море и парус

шальной.

Там индейцы на воле и викинг

седой.

Там в кино до шестнадцати

вместо труда.

Там такие сны снятся.

И снятся всегда!

А еще в тех краях города

до небес,

И созвездья огней, и удача

на вес!

И враги, и друзья – все

по крови свои,

И ни ночи нельзя без вина

и любви…

Впрочем, дело не в детстве,

а дело во мне.

Я, оставим кокетство,

и здесь на коне.

И могу хоть куда и готов

хоть кого…

Только сердце хандрит

и не ждет ни-че-го.

Это значит, пора улетать

далеко.

В те края, где я не был.

Где не был никто.

Улетать от опасности.

Кончить, как все,

Умереть, не проснувшись,

в наскучившем сне.

Ты прости, дорогая, один

полечу.

Путь без края и стаи не всем

по плечу.

Ты – другая, и я, слава Богу,

другой.

Если чудо случится – вернусь

за тобой…

Фантазии в пробке

Осень. Вечер. Пробка. МИД.

Радио. Газета.

Мозг то киснет, то кипит

В поисках ответа

На простой вроде вопрос:

Почему в России

Мне родиться вновь пришлось?

Может… я – мессия?!

Вдруг моя задача здесь –

Сделать все как НАДО?

Для начала – в Кремль сесть,

Обласкать все стадо,

Получить авторитет,

Бабки и ракеты,

«Уважуху и респект»,

Полетать по свету…

А потом все осознать

И спасти державу.

В смысле вовремя продать.

Эх, звучит кудряво!

Осень. Вечер. Пробка. Мент

Машет мне чего-то…

Это новый президент

Едет на работу…