Иллюзия необходимости

2020-10-22

Автор: Ксения Азаренкова, фото РА BTL-Orel, РА «Пятница»

23 октября считается Днем работника рекламы. Эту дату празднуют копирайтеры, PR- и event-менеджеры, дизайнеры, рекламные агенты – все те, кто участвует в процессе создания и размещения рекламы: придумывает идеи, доводит их до совершенства, пишет рекламные слоганы и организовывает весь этот процесс.



Возможности и польза

История рекламы уходит в древние века. Первые упоминания – объявления о продаже скота и рабов на свитках, глиняных табличках, камнях и зданиях, а то и просто реплики продавца, нахваливающего свой товар, ведь слово «реклама» произошло от латинского reclamare – «выкрикивать».

Современные способы пропаганды товаров и услуг более разнообразны и затратны. Вдумайтесь – мировой расход на рекламу составляет около 500 миллиардов долларов в год, а пенсию человек встречает с пробегом около 2 миллионов просмотренных рекламных видеороликов.

Интересный факт, но волшебный телевизионный мир чаще всего создается искусственно: аппетитная еда – это всего лишь реквизит, где кубики льда могут запросто оказаться акриловыми, а тягучий кленовый сироп – машинным маслом.

Все же ошибочно говорить о рекламе исключительно как о телевизионном продукте, существующем лишь бы что-то продать. Реклама бывает политическая, расцветающая в период предвыборных кампаний, социальная, цель которой привлечь внимание к различным общественным проблемам или проектам. Возможно, вы удивитесь, но встречается и антиреклама, и контрреклама.

Несмотря на то, что многие из нас, мягко говоря, недолюбливают рекламу за ее навязчивость, от нее все же больше пользы, чем вреда. Например, эти плюсы видят школьники и студенты, для которых раздача листовок или участие в дегустации – чуть ли не единственный способ заработка карманных денег.

Орловская кухня рекламы

В прошлом промоутер, а в настоящее время создатель и руководитель рекламного агентства полного цикла «BTL-Orel» Маргарита Казначеева предоставляет около 300 рабочих мест для школьников и студентов. Компания непросто пережила карантинный период, так как из всех многочисленных направлений функционировал только технический мерчандайзинг, а остальные долгое время оставались под запретом. За этой ситуацией незамедлительно последовали финансовые потери для всех сотрудников. Лишь в августе промоутеры постепенно смогли вернуться к привычной деятельности.

Главными и постоянными сложностями сферы являются срочность на начальном этапе проектов, а также безответственное отношение промоутеров, считающих допустимым не выйти на работу вовремя. Обычно это основная причина для увольнения любого, даже давно зарекомендовавшего себя сотрудника.

Как правило, больше всего в рекламных агентствах девушек: они более ответственны и могут работать на большем количестве акций (к примеру, на дегустациях почти никогда не работают парни), а вот в ростовых куклах предпочитают видеть не будущих актрис, а более выносливых молодых людей.

Часто приходят устраиваться большими компаниями, ведь это идеально – проводить время в кругу друзей и получать за это деньги. Таким образом, и попала в агентство Надежда Лапина:
– Представьте: вам 16, промозглая погода в день, когда необходимо раздавать листовки. Приходится надевать старую одежду, чтобы не изнашивать новую, естественно, испытывать чувство стыда перед знакомыми. Со временем это, конечно же, исчезает. Теперь я, наоборот, сама приглашаю друзей на все дегустации, так сказать, подкармливаю, как могу. Подарок за покупку стал любимой промоакцией, позволившей получить первую премию по итогам продаж, которые поразили не только заказчика, но и нас самих. Это была моя первая серьезная премия в жизни, а напарница впоследствии стала хорошей подругой.

За довольно скромный заработок (средняя ставка промоутеров – 100 рублей в час, рабочий день длится около трех часов, обычно работают два дня в неделю, в месяц выходит около 2400 рублей) промоутеры готовы терпеть любые погодные условия, пользоваться солнцезащитными кремами летом, надевать по несколько свитеров зимой и напрочь терять ощущение собственных пальцев. Все эти моменты не понаслышке известны Надежде Фомушкиной, которая на протяжении долгих лет работает в этой сфере и знает все тонкости раздачи листовок:

– Бывают очень интересные проекты, например, открытия магазинов, которые длятся сами по себе недолго, так еще и время незаметно пролетает в походах за постоянно заканчивающимися шарами. Однако встречаются и длительные проекты, заключающиеся в непрерывной работе на ногах по шесть часов в день. Передышка для промоутеров все же положена, но, как правило, это ненадолго – три перерыва по 10 минут или единственный – на 20–30.

Однако это окупается неплохой заработной платой. Профессиональным листовщикам удается получать за свою работу от 6000 до 18 000 рублей. Если проект срочный, ставка возрастает до 150 рублей в час.

Радужные на первый взгляд перспективы для школьников и студентов омрачаются тем, что работать получается не каждый день, а заработную плату выдают раз в неделю, поэтому подержать крупную сумму денег в руках им не удается.

Не нуждаются в пиаре

Абсолютно другую нишу этой сферы заняло рекламное агентство «Пятница», специализирующееся на разработке дизайна и создании полиграфической продукции. Основным направлением деятельности являются ивенты, паб-квизы, а также издание глянцевого журнала.

Фишка «Пятницы» – поиск новых путей и внесение смысла в любое мероприятие. Под таким девизом сотрудники пережили для многих кризисный период: деятельность перешла в Интернет и выходила в режиме онлайн, но для этого пришлось переоборудовать агентство в стимерскую, чтобы разместить оборудование и персонал. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, ведь это был удивительный опыт, несомненно, подстегнувший к дальнейшему развитию.

Как бы то ни было, но реклама, как показала история, всегда была и будет в нашей жизни. Как и специалисты, которые ее творят. Ведь благодаря им покупатели получают информацию о новых товарах и бонусных предложениях. И от рекламщиков зависит, будет ли потребитель относиться к рекламе как к неприятному, навязчивому моменту или она зацепит, удивит, развлечет, заставит смеяться.