ИНДИвиды Владимира Ададурова

2019-11-05

Автор: Ирина Крахмалева, фото автора

Областной выставочный центр на Салтыкова-Щедрина с 10 по 27 октября принимал персональную выставку известного орловского фотохудожника, преподавателя колледжа культуры и искусств Владимира Ададурова.



Карточки из путешествия

Это очередной фотопроект автора, чьи работы обыкновенно вызывают у зрителя бурю эмоций, от восхищения до негодования. И новая подборка снимков из путешествия, после Италии и Нового Афона.
Открывая выставку, Владимир Ададуров поблагодарил к ней причастных. Особое спасибо заслужила друг фотографа, орловский визажист Юлия Бобракова. Именно она весной организовала поездку в Индию, пригласив Ададурова. Маршрут, способы передвижения – за эту часть вояжа тоже отвечала она. Владимиру же предстояло цепким взглядом фотографа уловить, угадать, выхватить из действительности обыденное и необычное в стране, сохранившей культуру одной из древнейших цивилизаций.
Сама поездка заняла около двух недель, а в фотопроект вошло 140 снимков.

«Когда ты привез семь тысяч кадров и из них нужно выбрать 140 – это тяжелая работа, нужны глаза, и желательно не одни, и с хорошим вкусом, и с пониманием. Спасибо моим студентам. Двое очень сильно помогли – при отборе и оценке. Я счастлив, что среди моих учеников есть несколько человек, с кем я могу посоветоваться», – отметил автор на открытии экспозиции.

Нетуристическая Индия

Выставка заняла все залы центра. Впервые фотохудожник развешивал работы, отдавая стены отдельным городам. Так, зрителю были представлены Дели, Джайпур, Агра, Орчха и Варанаси. По словам автора, впервые экспозиция была посвящена только одному путешествию. В нее, что нетипично для Ададурова, тяготеющего к монохромной фотографии, вошли преимущественно цветные работы.
Впервые в жизни фотограф сделал альбом, или каталог к выставке, самостоятельно его сверстал. В него вошло 90 лучших кадров как результат вторичного отбора.

Виды Индии поданы сквозь призму индивидуальности фотографа. Автор провел экскурсию по залам, чтобы поведать не только историю конкретных кадров, но и то, что осталось за ними.
«Показывать простенько, туристически буклетно – я наснимал и такого – ну зачем? Залезьте в Интернет! Таких снимков – вагон. Зачем это все вешать на авторскую фотовыставку? Карточки в жанре «на память» остались в личном архиве. В экспозицию вошли лишь те, что претендуют на статус художественной фотографии», – указал Владимир Ададуров.

Рай для жанрового портрета

Экспозиция получилась двухчастной: жанровые снимки (портреты, жанровые сцены, анималистика) и продолжение проекта «Витражи». Два кадра совмещаются в фоторедакторе, создается оригинальное изображение. Удается не всегда, однако с «индийскими» снимками эксперимент оказался успешным.
В Индии многолюдно – это одна из самых густонаселенных стран мира. Для фотографа это обернулось большой удачей. Ададурова изумили лица местных, их поведение, костюмы – колоритное, разностилевое, фототогеничное сокровище Индии.

Находясь вне зоны внимания объекта, на очень большом расстоянии, в толпе, человек, на котором фокусировался Ададуров, всегда замечал камеру и улыбался. В основном в кадры попадали лица мужчин. Замужние женщины отворачивались или прикрывали лица, увидев объектив.

Владимир Ададуров обобщил: «Лица Индии. На них солнцем и временем написана короткая история жизни. Она сопоставима с маленькой историей фотографа, волей любопытства занесенного в эти края. В его памяти почти те же годы. Годы. Не тысячелетия, впитавшиеся в стены и манящие древними загадками. Кто для них человек с фотоаппаратом? Тень. Одна из миллионов теней, прошедших мимо и не оставивших следа. Тень человека против призраков прошлого. Даже вооруженный самой современной ловушкой теней, фотограф все равно бессилен перед этой громадой времени…»