Информация без знаний

2019-10-30

Автор: Марина Мишина

(Не)веселый анекдот. Запись в дневнике: «Ваш сын ничего не знает». Отец пишет в ответ: «Поэтому я его и отправляю в школу». Сегодня многие говорят о том, что разница между теми знаниями, которые дают современные учебники, и тем, что в конечном итоге спрашивается с ребенка, колоссальна. Это замечают и родители, когда помогают детям делать «домашку», и учителя. «Погуглить», спросить у мамы, сходить к репетитору – без этого успешно учиться в школе сегодня почти невозможно. Кто виноват и что делать? Ответы на вечные вопросы искал «ОВ».



Погугли и обрящешь

«Кое-что о взрослых, умных и ответственных мужчинах тридцати лет. Проверял домашнюю работу дочери-второклассницы по математике. Понял, что одну из задач не понимаю, как решить. У меня, наверное, все», – такой пост в начале октября разметил у себя в Фейсбуке орловский священник Денис Костомаров (о. Дионисий). Впрочем, добродетель смирения никто не отменял, вот и будем ее тренировать.

О трудностях, с которыми сталкиваются родители учеников начальных классов, «ОВ» писал неоднократно. Про учебник литературы, который советует поискать дополнительную информацию об устных жанрах народного творчества «в любой поисковой системе в сети Интернет». О необходимости постоянно что-то фотографировать, распечатывать, создавать презентации. О предусмотренном законодателями от образования активном участии родителей во всем этом. О разумных учителях, которые закрывают глаза на подобные требования. И тех, кто настаивает на их выполнении.

«Шнурки» в шоке

Начальная школа становится школой и для родителей. Второй раз в первый класс, снова за парту. Мини-опрос, проведенный среди орловских мам и пап, в основном это подтвердил. Вот что ответили пользователи одной из соцсетей на вопрос, приходится ли им делать «домашку» с ребенком.

Оксана: «Это решает сам родитель. Я никогда не делала (только объясняла, если совсем непонятно, и со мной никогда не делали».

Екатерина: «Мне не нравится то, что теория учебника частенько не совпадает с заданиями в рабочих тетрадях. И есть вещи, которые требуют информации из Интернета, в любом случае приходится помогать».

Валерия: «Первый класс. Что-то делает сам, пока я на работе. Остальное вместе, так как нужно объяснять, как выполнить. Читает вслух, ответственно».

Алена: «Контролировала и помогала до пятого класса. Сейчас только проверка, и то не всегда».

Дальше – больше

Пятый класс – это, действительно, рубеж. Кажется, что ребенок уже большой, и у многих возникает соблазн «отпустить вожжи». Мол, все уже умеет, пусть сам учится. Но расслабляться рано! Переход на предметную систему обучения – это новая, неведомая ступень для ребенка. Незнакомые учителя, хождения по кабинетам, новые предметы. Среди которых очень много устных – биология, история, география. И – небесспорное новшество – второй иностранный язык.

Ладно бы он шел как внеурочный предмет, по которому нет оценки и посещение его необязательно. Для общего развития, для души, так сказать. Так нет. К невыученному русскому и через пень колоду учимому английскому в орловских школах добавляются, кому как повезет, немецкий, французский и даже итальянский.

Учителя бывают разные. Кто-то старается облегчить восприятие материала за счет игр, песенок и ярких картинок, кто-то слепо следует программе и уже на третьем уроке требует рассказать вызубренный диалог на неведомом языке. Вызубренный, потому что перевода ребенку никто не дал. Разве что мама в Интернете найдет. Так язык становится нелюбимым предметом.

Учителя в теме

Специалисты тоже видят проблему. «ОВ» провел опрос и среди орловских учителей. И открылись новые нюансы.
Юлия, учитель английского языка: «Современная система обучения очень скудна. В том смысле, что учебник дает сейчас мало правил, а «практика» требует большего. Работа по принципу «читай между строк». В учебнике английского языка прописаны, а я бы даже сказала, мельком в уголочке, элементарные примеры какого-то грамматического правила. А домашнее задание из грамматического сборника предполагает доскональное изучение этого правила, да еще и со знанием исключений. Вопрос: как быть ребенку, если ему некому дома помочь? Плюс в начальной школе все учатся по программе «Школа России», а в пятом классе может появиться другой учебник. И там есть темы, которые раньше не проходили. При этом дети учатся в той же школе и с тем же учителем, который как-то вынужден вести урок, к примеру, с тем временем глагола, который дети не проходили».

Оксана, учитель информатики: «У нас на информатику выделен всего один час в неделю. И этого очень мало. Ученики дома готовятся по учебнику и записям в тетради. Дополнительную информацию (как раньше люди считали, первые инструменты счета и т.д.) предлагаю ребятам найти самостоятельно и рассказать на уроке перед классом. Конечно, есть темы, где я сама подробно рассказываю, показываю на примерах. Как учитель я пользуюсь дополнительными источниками. Но если на уроке я что-то не рассказала и в учебнике этого нет, я не могу спрашивать больше».

Ольга, учитель русского языка и литературы: «Бывает, что меня как учителя не устраивает подборка упражнений по той или иной теме. Тогда я просто не даю их детям, пропускаю и иду дальше. А по поводу теории – в учебниках, считаю, все изложено неплохо. Моя средняя оценка «4» из «5».

Ольга, учитель начальных классов: «То, что дает учебник, ученик должен знать обязательно. Но не каждый это может в силу своих возможностей. Бывает и так, что какая-то тема в учебнике объяснена непонятно, неполно. Особенно в устных предметах. И это не очень хорошо. Даже могут быть такие задания в контрольных тетрадях. И дети просто не знают, как им отвечать. И каждый учитель может по-разному потом оценить эту работу. Кто-то не будет это учитывать при оценивании, а кто-то снизит балл. Мол, раз дается задание – значит, должен знать».

Получается, для нынешних детей ученье не столько свет, сколько мрак. И не только потому, что домашняя работа отнимает у школьников и их родителей бесценное время жизни. Беда нынешней системы образования, думается, в том, что у детей спрашивают то, чему их не учили! Да, есть такое понятие, как проблемное обучение, когда школьник должен сам прийти к каким-то выводам. Но ведь прежде ему надо дать определенную базу знаний. А базы, кажется, как раз и нет. Есть огромные объемы информации, которую надо усвоить.