Интервью с писателем

2020-10-22

Автор: Ольга Аристарина

Как бы это поэлегантнее, пограциознее и поскромнее выразиться… Я время от времени пописываю. Отчасти являюсь частью литературного процесса. Ничто эпистолярно-выразительное мне не чуждо. Воздвигаю помаленьку себе памятник нерукотворный. Короче, у меня недавно вышла книга. «Искушение» называется. Первая, да еще в знаковые 33 года. Вот не знаю теперь, что делать: подводить итоги, с мудрой грустью смотреть назад, строить планы, распускать крылья, чистить перышки, распушать хвост и продолжать другие приготовления, повышающие аэродинамические свойства амбиций?



Первый блин

В силу профессии нет недостатка в друзьях-журналистах. Один хороший человечек даже предложил: «А давай про тебя напишем…».

Ага. Дело хорошее, тем более бумага все стерпит. Проверено лично.
Подумала-подумала. Какие бы вопросы себе сама задала? Когда начали писать, что вас вдохновляет, кто любимый автор и в том же духе – скукотища, нудятина.

По правде, тут единственный вопрос встает, риторически горбя спину: а кому это вообще нужно?
Меня бы на месте читателя газеты заинтересовало другое – зачем в принципе издавать книгу? Если только не в крупном издательстве, обладая громким именем или являясь общепризнанным молодым-перспективным, усиленным взводом профессиональных пиарщиков.
Амбиции, самолюбие, зов души? «Уж сколько их упало в эту бездну, разверзтую вдали!» Попробуем разобраться в мотивах преступления.
Итак, я теперь писатель. Ольга Аристарина – как Александр Пушкин, Аркадий Аверченко, Борис Акунин, Владимир Ермаков и другие.

А кто Я? Ответить на этот вопрос поможет та же книга, которая, походя, меня увековечила в картоне.

«Ольга Аристарина родилась и выросла в Краснозоренском районе Орловской области. С золотой медалью окончила школу. С красным дипломом окончила Орловский государственный университет – отделение журналистики филологического факультета. Работает в сфере массовых коммуникаций. Ее проза и стихи публиковались в творческих сборниках, региональных и федеральных печатных изданиях. Обладатель гран-при

Всероссийского конкурса «Спасите пушкинский язык (2019)».
Эти строчки написать, вырвать, выдумать было сложнее, чем всю книгу…
Всегда читала подобные краткие биографические справки и удивлялась: вот молодцы люди – здесь участвовали, к этому привлекались, тут мелькали, там наследили. Но порой проскальзывало: а не слишком ли серьезно вы к себе относитесь, господа?
Есть у меня соседка Вера Павловна. Она всю жизнь судится с родственниками из-за дачи. Историю знаю в подробностях, но пересказывать не буду. Так вот она мотивирует свое морально-физическое превосходство тем, что в 1978 году была отмечена грамотой за ударный труд. «А грамоты просто так не дают!» Значит, и дача ее!

Я, когда в свою автобиографию вставляла про золотую медаль и красный диплом, тоже торжествовала, но не по поводу своего величия, а просто потому, что наконец-то (впервые!) информация об ауруме и кумаче пригодилась.

Про конкурс же – это святое. Не было бы гран-при, не было бы и книги. Такой приз придумали, выторговали, вымучили, выгрызли для счастливца организаторы творческого состязания. Прежде всего – Орловское региональное отделение Союза российских писателей, ну и там по мелочи: управление культуры и архивного дела Орловской области и др.
Отсюда и гордая надпись – «Издана при финансовой поддержке Министерства культуры России и техническом содействии Союза российских писателей». Низкий поклон!

Это тебе!

В книгах принято писать посвящения: «Моей маме, папе, первой учительнице, первой любви, МарьВанне, NN, Х.З. и т.д.». У меня рука не поднялась на такой красивый жест – увековечить кого-то вместе с собой. Но совершенно точно, книга не появилась бы без двух людей – меня и Геннадия Николаевича Майорова. С последним все понятно: член Союза российских писателей и Международной федерации журналистов. Лауреат премий Ленинского и орловского комсомола, журнала «Молодая гвардия», имени И.С. Тургенева, автор 17 книг… Зубастый профессионализм, активная гражданская позиция, энциклопедические познания. Десять атмосфер опыта давят на его плечи. А внутри урагановулкан таланта, силы, мудрости и прочих нужных в хозяйстве вещей. Он как председатель реготделения Союза российских писателей для начала организовал конкурс, провел его за руку по всем районам области, потом по индивидуальной программе меня вдохновил, заставил, научил. Дело ясное. Майоров все может.

Второй важный для книги человек – я.

Я же могла, например, не писать рассказы, а заниматься макраме или вышивать. Не таскала бы за собой все прошлое лето ноутбук, не пристраивала бы дорогую технику на подоконниках, стульях, пнях, лавках, коленях… И тогда никакой книги бы точно не было. Я молодец.
Но… посмотрите на книгу. Там в выходных данных такие имена собраны – пальчики оближешь. Ой, откуда это гастрономическое? Обзавидуешься, конечно. Одно из них – как солнце орловской журналистики и политики – Владимир Иванович Самарин. Был народным депутатом Верховного Совета СССР, членом Большого жюри журналистов России, неоднократно работал в горячих точках.

Философ, экс-депутат, педагог, писатель, историк, просто хороший человек и еще мой персональный литредактор. Помог, наставил, проконсультировал. Искренняя признательность и восторги!

Кстати, иронические рассказы Владимиру Ивановичу не особо-то и понравились. На его взгляд, мелковато, отрывочно и даже «не мое». Зато рассказы лирико-любовно-бытовые (чем музы не шутят, может, и для второй книги) заслужили пару лестных слов.
А техническим редактором значится известный орловский журналист и писатель Михаил Иванович Коньшин.

«И была бы у ней на посылках сама государыня рыбка»…

Сама я, если интересно, свое дарование в сопоставлении и контексте оцениваю на четверочку. На твердую четверочку. По стобалльной шкале.

Во время чумы

В аннотации к книге написано: «Ольга пробует себя и в прозе. И в поэзии. В данном сборнике она предлагает нам свои иронические истории. Улыбнемся вместе с автором. И задумаемся…»
Если ближе к сути, в сборник включены короткие, прямо компактные рассказики, как можно более не занудные и нарочито не поучительные – про милые глупости, забавные неосторожности, несовпадения, бессонные ночи, приключения некого незадачливого Петровича. Еще некоторым профессиям досталось – риелтор, тамада, мастер ЖЭКа, лентяй и бабушка. Что не всему из перечисленного учат в вузе? Я писатель, мне виднее… Точнее, я так вижу.

Запечатлелось на печатных листах и мое хобби, в каком-то смысле ноу-халяу – «Разговорчики в строю»: крохотные диалоги, которые в своем стремительном разгоне вдруг приобретают неожиданный смысл, как хамелеон меняют цвет.

В авторитетном вступлении Геннадия Майорова написано: «Как начинающий литератор Ольга Аристарина прекрасно понимает, что ее талант нуждается в каждодневной и кропотливой огранке… И отрадно, что Ольга трепетно прислушивается к советам опытных товарищей, кропотливо оттачивает язык…». Вот это истинная правда. Начинающий «я» понимает, прислушивается – только бы говорили мои опытные товарищи!

Хочется верить, в довесок ко всему я постигла ряд издательских премудростей. Оказывается, в книгах самые забойные вещи публикуют в начале и конце. Хотите проникнуться, собрать сливки, поднять настроение и понять, стоит ли читать – не листайте от корки до корки. Просто с корок начинайте. Кстати, оказывается я всю жизнь «говорила прозой», то есть как-то предвидела такую диспозицию и многие газеты (кроме «Орловского вестника») читала, руководствуясь этим принципом: первая страница с анонсом и последняя с анекдотами и гороскопами.