Искусство нужно людям и на войне

2020-05-27

Автор: Инга Радова

75-летие Победы во Второй мировой войне – памятная дата для каждого. Однако нам, живущим в XXI веке, порой не просто разделить чувства и проникнуть в мысли человека другой эпохи, верно оценить исторический контекст и найти зерно правды среди шелухи субъективных мнений, откровенной лжи и идеологических мифов. Думаю, искать историческую правду надо в серьезных академических исследованиях, в подлинных документах эпохи, в произведениях писателей-фронтовиков, мемуарных свидетельствах и письмах солдат, в стихах и песнях тех огненных лет.



«Брянский лес»

Осенью 1942 года брянские партизаны отправили в штаб радиограмму с просьбой прислать им песню: «Оружие у нас есть, в случае чего заберем у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь». Поэт Анатолий Софронов и композитор Сигизмунд Кац откликнулись на просьбу бойцов Брянщины. Софронова срочно определили военкором «Известий» в деревню Смелиж, окруженную дремучими лесами, где и располагался штаб лесных отрядов. Там, в землянке, по памяти поэт исполнил песню, вскоре ставшую партизанским гимном:

Шумел сурово брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли тропою партизаны…

Благодарные слушатели крепко обнимали автора, а потом пригласили местного жителя, слепого баяниста, который по голосу подобрал мелодию к тексту. С тех пор песня стала главной на Брянской земле, ее славой и гордостью. Сегодня она ежедневно звучит в качестве заставки на местном радио.

«Пришла… на фронт весна»

Наряду с балладами о воинском мужестве, а также народными песнями-жалобами о горькой доле, на передовой и в тылу появлялись песни удалые, мажорные, оптимистичные. Такую песню-шутку «На солнечной поляночке» создали композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов. Задорно романтичная, с огоньком, она одна из первых совместных работ выдающихся авторов:

Играй, играй, рассказывай,
Тальяночка, сама
О том, как черноглазая
Свела с ума…

«Однажды ко мне подошел, – вспоминает Соловьев-Седой, – солдат в кирзовых сапогах – красивый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню… Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором».

Перечитав стихотворные строки, Соловьев-Седой пришел в восторг и вспоминал, что «ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов».
Вначале композитор сочинил мелодию в форме лирического вальса. Музыка понравилась слушателям, но ей недоставало жизнерадостности, улыбчивости, солнечных зайчиков, которыми лучились стихи Фатьянова.

И Соловьев-Седой написал новую мелодию, ту, что сразу влюбила в себя современников и продолжает завоевывать сердца новых поколений.

Василий Павлович и Алексей Иванович в сотворчестве создали не один музыкальный шедевр. Поэт Лев Ошанин, автор «Эх, дороги», «Течет Волга», «Солнечный круг», вспоминал: «Как они чувствовали друг друга! Если могут быть соавторы, которые созданы для того, чтобы работать вдвоем, это были два таких человека».

Еще одна жемчужина песенного искусства авторства Соловьева-Седого и Фатьянова – красивейшая песня «Соловьи», написанная в 1944 году.

Соловьи, соловьи,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят.

Соловьев-Седой вспоминал: «Однажды утром дверь моей комнаты открылась, на ее пороге я увидел Алексея Фатьянова, молодцеватого, улыбающегося, с медалью на выцветшей фронтовой гимнастерке. Соскучился я по Алексею и его песням! Оказывается, он получил отпуск для работы со мной, привез с собой две готовые песни, написанные им на фронте. Алексей тут же прочел их, а я, сев за пианино, в то же утро написал к ним музыку. Это были «Соловьи» и «Ничего не говорила».

А вот что поэт рассказывал о том, как писалась будущая песня, которая в первоначальном варианте называлась «Пришла и к нам на фронт весна»: «Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!»

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна –
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Искусство в тылу и на передовой

Однако не только замечательные песни с героическим ли содержанием, лирическим, благородством чувств, искренностью и оптимизмом поддерживали моральный дух бойцов – искусство во всех его жанрах и направлениях бросилось в бой против смертельного врага.
На фронтах выступали эстрадные и джазовые оркестры Александра Варламова, Александра Цфасмана, Виктора Кнушевицкого, Бориса Карамышева, Клавдии Шульженко, Дмитрия Покрасса, Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Бориса Ренского, Юрия Лаврентьева, Якова Скоморовского, Николая Минха и многие другие. Актеры, артисты балета, циркачи и музыканты давали концерты в лесах и полях, на кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. За годы войны было организовано около четырех тысяч фронтовых бригад, сыграно более 1 миллиона 350 тысяч спектаклей и концертов. Снимались художественные фильмы, развивалась фронтовая киножурналистика.

Александр Довженко так наставлял военных операторов: «Снимайте усталых, измученных наших солдат. Покажите с экрана их труд на дорогах войны. Покажите женщин и стариков, вышедших сеять хлеб на поле, где вчера еще шла битва. Снимайте наших раненых и убитых. Ценой обильно пролитой крови достается нам победа, и преступно молчать об этой дорогой, неоплатной цене. Вы снимаете для истории, а она должна знать правду. Неверно, что во фронтовой хронике вы снимаете только атаки, перебежки, артобстрелы и совсем не показываете окопную жизнь солдата. Покажите, наконец, генералов, не водящих пальцем по карте или глядящих в стереотрубы, а взволнованных, рассерженных, небритых, измученных. Именно таким кадрам поверит зритель, ибо он увидит подлинных полководцев, а не плакаты, срисованные с них…»

«Люблю вас, как душу свою»

Любимейшим литературным персонажем стал Василий Теркин – герой поэмы Александра Твардовского. Главы из «Теркина» перепечатывали центральные газеты, их читали по радио. Солдаты ждали каждую новую главу, ведь Теркин был таким же, как они: сквозь муки и отчаяние он находил в себе силы не сойти с ума, выстоять еще один день и в конце концов победить.

Сколько суток полусонных,
Сколько верст в пурге слепой,
На дорогах занесенных
Он оставил за собой…

Незадолго до кончины, уволенный с должности редактора «Нового мира» и переживший на этой почве инсульт, Твардовский получил короткое, без знаков препинания, но с самым глубоким смыслом и чувством письмо: «Дорогой мой Александр Трифонович я солдат прошел всю отечественную читаю ваше произведение люблю вас как душу свою».