История живых кукол

2023-03-10

Автор: Ксения Азаренкова, фото ОГУ им. И.С. Тургенева

2023 год молодежная студия Театра сатиры ОГУ им. И.С. Тургенева открыла спектаклем «Жаль» (16+) по мотивам пьес Марии Жученко, Егора Черлака и Екатерины Гузёма. На постановке побывал корреспондент «ОВ».



Игра в жизнь

Хотя тот субботний вечер 18 февраля выдался холодным и вьюжным, в фойе «Научприбора», где состоялся спектакль, было не протолкнуться. Желающих увидеть «историю живых кукол», премьерная версия которого ставилась еще с первым набором молодежной студии, было много.
«Жаль» – о людях, жизнь которых когда-то сломалась. Они танцуют на граблях, живут по неверному сценарию, поддаются слабостям и зависимостям, выбирают не тех и чувствуют себя одинокими. Куклы в черном, желтом и фиолетовом – Анна Ишкова, Виктория Ливерко, Юлия Колесник. Все держится на их игре. Это настоящий дар – суметь донести до зрителя детские травмы, психологические проблемы, особенно если в реальной жизни ты никогда не сталкивался ни с чем похожим, что суждено пережить твоему персонажу на сцене. А пережить, судя по тексту в программке спектакля, пришлось многое: «Люди рождаются, растут, играют в куклы, взрослеют, играют в любовь, играют в семью… Играют в жизнь, оставляя пылиться где-то на чердаках рядом со старыми вещами и игрушками свои надежды и мечты. А куклы… Порой у них лица хозяев, их судьбы… Куклы тоже играют… Куклы играют в людей».

Проблемы из детства

Небольшое пространство с расставленными в несколько рядов складными стульями заволакивает то ли дымом, то ли туманом, то ли пылью из прошлого. Раздается резкий звук удара, после чего из разрисованного цветными мелками шкафа, старого сундука и развалившегося ящика на чердаке появляются «куклы», управляемые Голосом извне. На протяжении долгого времени они безропотно ему подчиняются: плачут, смеются, бьют друг друга, играют, поют… Но постепенно в них нарастает сопротивление и желание вырваться из темницы чердака. Удается ли это и смогут ли они доказать голосу, что живые, – остается загадкой до самого конца.
Уборщицу конюшни, страдающую от алкоголизма, обеспеченную красивую девушку и девочку-подростка объединяет одно – несчастливая судьба. Все их проблемы идут из детства, где каждая негативная реплика, брошенная в сердцах ребенку, становится психологической установкой, с которой не каждому под силу справиться и во взрослом возрасте. Поступки окружающих неизбежно влияют на малышей, которые, вырастая, борются с жестокостью, равнодушием и нелюбовью этого мира уже внутри себя.
Всему этому в постановке противостоит в прямом смысле человек из зала, примеряющий на себя роль мамы. Актриса Екатерина Соколенко в финале спектакля приходит на помощь куклам, являясь тем носителем безусловной любви для их покалеченных душ, доказывая, что мир не состоит сплошь из конфликтов и страданий.


Справка «ОВ»

Основная цель режиссера постановки Олега Галкина – напомнить о том, что «человек приходит в этот мир в одиночку и уходит наедине с собой, но за этот короткий миг ему нужно успеть согреть кого-то рядом».