«К народному творчеству тянуло с детства»

2022-10-26

Автор: Наталья Синицына, фото героини публикации

Мария Семенова – известная в Орле и за его пределами мастерица. Орловчанка сохраняет традицию народной вышивки «орловский спис» и обучает этому ремеслу подрастающее поколение. Активная работа нашей землячки по сохранению культурных традиций отмечена благодарностью министра культуры РФ.



Детское увлечение

– Мария, откуда возникло увлечение народным творчеством? Чем привлек именно орловский спис?
– Я родилась в семье, где народной культуре уделяют много внимания. Мама всегда пела русские песни, я воспитывалась в среде уважения к народному творчеству.
Вышивать я начала еще в школе на уроках труда под руководством Капитолины Семеновны Коваленко, в детской школе изобразительных искусств и ремесел научилась кружевоплетению у Татьяны Александровны Масловой. Более серьезно подошла к вышивке, когда пригласили преподавать в художественную школу, где я училась.
– Трудно ли научиться вышивке?
– При невозможности овладеть списовым шитьем самостоятельно есть такие варианты: либо записаться в секцию или студию к педагогу, либо брать частные уроки. Подобные кружки работают на базе центра народного творчества, Мезенского педагогического колледжа, в Орловской детской школе изобразительных искусств и ремесел, где преподаю я…
– И есть желающие учиться вышивать? И вообще, в нашем регионе много ли продолжателей традиций?
– Нас не так много. На выставках вы можете увидеть работы Зои Воропаевой, Людмилы Воропаевой, Валентины Черногоровой, Марины Чериной, Маргариты Диденко, Капитолины Коваленко. Помимо преподавателей есть и мастерицы, которые вышивают дома.
Конечно, хочется, чтобы интерес к спису стал массовым. И такое происходит – например, в общеобразовательных школах учителя труда включают изучение орловского списа в учебную программу.

Традиции и современность

– Сколько в среднем времени уходит на то, чтобы овладеть техникой вышивания?
– Если человек уже знаком с вышивкой, понять технику можно и с первого раза. А овладеть секретами – как сделать чистый контур, перейти от одной бранки (набор, рисунок которого состоит из мелких геометрических фигур. – Прим. ред.) к другой – это кропотливая работа на протяжении месяцев.
Но овладеть техникой – это лишь начальная ступень, нужно развивать еще и художественное видение. Вот здесь я чувствую свою задачу как педагога – показать уникальность списа, донести его особенности.
– И в чем они?
– Спис уникален тем, что он первороден, в нем выверенность и четкость бранок соседствует с затейливостью узора. Однако нельзя забывать, что орловский спис – это крестьянская вышивка: не надо стараться сделать рисунок основного мотива вышивки ровным.
Любовь и почитание природы в давние времена пронизывало весь уклад жизни наших предков. Основные мотивы списа – древо жизни, двуглавый орел, лягушка-рожаница, птица. Древо жизни символизирует устройство окружающего мира. Лягушка-рожаница – символ плодородия, успешного продолжения рода. Птица – существо, способное жить на небе и земле.
– Как считаете, можно ли народную культуру интегрировать в современную? Сейчас как раз модны русские орнаменты, вышивка на одежде.
– Это делать нужно! Но надо правильно адаптировать элементы традиционной культуры в современность. Здесь необходимо понимать, что в чистом виде фольклор воспринимается с трудом. Пример гармонии современного и традиционного – набирающие популярность музыкальные коллективы, исполняющие фолк.
Эта тенденция прослеживается уже много лет. Даже именитые бренды включают в свои коллекции народные мотивы. Так, в прошлом году известный дизайнер Ульяна Сергеенко попросила меня сделать вышивку для одной вещи из ее коллекции. В итоге вышло очень достойно – здесь важен профессионализм того, кто интерпретирует традиционное в современное.

Пава на карте России

– Расскажите о своем участии в проекте «Вышитая карта России».
– Мне поступило предложение поучаствовать в нем как мастеру от нашего областного центра народного творчества. Сначала возник вопрос: что же вышить такого, чтобы наша область была узнаваемой? Ведь территория региона небольшая – ему на карте России отведен маленький участок. В итоге остановились на птичке – ее выполнила я, а для выставки панно вышивала Валентина Николаевна Черногорова.
– Ваша коллекция «Полотенца Орловщины», выполненная в технике «орловский спис», стала лауреатом международного фестиваля «Мир Сибири». Как вы готовились к конкурсу?
– На протяжении нескольких лет я вышивала полотенца, повторы оригинальных находок. Когда узнала о конкурсе, решила оформить все в коллекцию, еще и фильм-визитку создала.
Получившаяся коллекция имеет большую ценность. Я создавала эти полотенца как мастер, а не как художник – досконально повторяла оригинальные образцы списа. Такие вещи непросто найти и увидеть даже мне – не во все музеи можно попасть и ознакомиться с коллекциями. Была проделана кропотливая работа по сбору образцов.
– Откуда берете оригинальные образцы вышивки?
– Сбор материала – это отдельная тема. Я посещаю музеи, договариваюсь с коллекционерами, чтобы они показали мне частные экспозиции. Бывает, люди и сами обращаются ко мне с семейными образцами, поскольку знают, что мне это интересно.
Этой весной произошла интересная история. В санаторий «Березка» попало полотенце со списом, и все мастера съездили туда для его изучения. Оно, как и другие предметы коллекции – полотенца-рушники, хранится в частном музее Людмилы Семеоновой, который она организовала на территории санатория.
– А за пределами нашей страны спис, да и вообще вышивка, популярны?
– Если говорить о международных фестивалях и выставках по вышивке, то таких нет. Но из-за границы мне поступали запросы на вещи со списом – как правило, от людей, имеющих русские корни.
А вот кружево – более международная тема. Проходят фестивали, где русские мастера неизменно удивляют своими работами.
– В нашем регионе проводятся какие-нибудь конкурсы, проекты с привлечением мастериц народных промыслов?
– В ноябре в центре народного творчества ожидается открытие выставки «Древо ремесел». Приглашаю орловцев посмотреть на работы наших мастеров. Уверена, вы откроете для себя много нового.