Качественная классика

2019-09-23

Автор: Наталья Смоголь, фото Максима Труфанова

Что считать настоящей удачей? Для рыбака это какой-нибудь Лещ Карпович небывалого веса и размера, для грибника – кузовок крепеньких белых грибов, для спортсмена – долгожданный рекорд. Режиссер и актеры мечтают найти такую пьесу, которую первыми смогут представить зрителю. А если еще и автор не новичок в драматургии, имеет литературное имя, введен в антологии и хрестоматии, то можно считать, что птица счастья сама впорхнула в репертуарное окно.



Неизвестный водевиль

Так и случилось с театральной студией ОГУ имени И.С. Тургенева «Ювента» в текущем году, объявленном Годом театра и ставшим для коллектива юбилейным. За 20 лет существования сменилось множество поколений актеров-студентов, появился верный мыслящий зритель, за плечами многолетнее сотрудничество с музеем И.С. Тургенева и реализация уникального проекта «Возрождение тургеневского усадебного театра», участие в фестивалях и конкурсах.

И вот небывалая удача! В Тургеневский юбилейный год отдельным изданием выходит неизвестный водевиль Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана», но еще до этого «Ювента» начинает репетировать эту драму в одном действии, тихо дремавшую в последнем томе 12-томного собрания сочинений, не опубликованную при жизни автора, никогда не ставившуюся на сцене, хотя и предназначенную для профессионального театра в Карлсруэ. В пьесе удивительным образом соединилось высмеивание вечных человеческих пороков: лжи, лицемерия, трусости, глупости – с обличением нарождающихся буржуазных отношений, ведущих к нивелировке личности, прагматичности мышления, отказу от нравственных ориентиров. Произведение соединило в себе черты классической комедии положений, когда герои попадают в курьезные ситуации, пастиша на детектив, который набирал в европейской литературе обороты популярности, и даже буффонады, о чем свидетельствуют утрированно комические ремарки о вздыбленных волосах, бледности лиц и поведении героев. Например, Пигробар (Александр Воронов), утверждая, что ему пуля угодила в сердце, «держит руки пониже спины».

Псевдотрагическая коллизия

У Тургенева речь персонажей создает необыкновенный комический эффект: человек с юмором сразу оценит смешение пафоса мелодрамы с приторностью бытовой лести, комизм абсурда с нелепостью парадокса.
В основе сюжета ситуация, безусловно, анекдотическая: молодой ловелас Грелюшон (Иван Карпушкин), обладающий говорящей фамилией со значением повесы, приходит на свидание в гостиницу и якобы убивает соперника. Но эта бытовая ситуация раскрашивается велеречивыми излияниями: «Отелло, взирающий на меня из преисподней, конечно, будет доволен мной!» Иллюзорное убийство порождает страх расплаты («сложу свою юную голову на эшафоте»), а жажда спасения не мешает кокетливой автохарактеристике («природа не была мне мачехой»).

Хитрый пройдоха с помощью хорошо подвешенного языка умело выкручивается из криминальных ситуаций. Обязательного героя детектива комиссара полиции Биркопфа (Егор Помелухо), чье имя можно перевести как «пивная башка», он умасливает беззастенчивой ложью: «сердце у вас благородное», «мой великодушный и достойный покровитель», «я хотел только сделать намек, тонкий намек на глубину мысли, прозорливость, проницательность, неотъемлемые черты, отличающие сына сей великой страны». Мелодраматические страсти усиливает прощальное слово: «О, матушка!.. с двухлетнего возраста у меня нет ее… но это ничего не значит… так всегда говорят… перед смертью… (Умирает.)». Звуки неизбежных для мелодрамы выстрелов заменяют хлопки взорвавшихся воздушных шаров, которые неумело усовершенствует неудачник Пигробар, и все это как бы символизирует надуманность псевдотрагической коллизии.
Яростной сатирой на буржуазные ценности можно считать мировоззрение Пьера Мартена (Антон Бушунов), страдающего от того, что жена (Анастасия Еськова) могла ему изменить в тот день, когда он «купил ей зонтик за семь франков». Не лучше обстоят дела и у еще одной семейной пары: офицер в отставке Викториен Мартен (Никита Мосин) вынужден постоянно следить за своей увлекающейся супругой (Полина Холодова), а Пигробар даже не подозревает, какие шашни разводит за его спиной молодая супруга (Оксана Корнеева). Жертвой меркантильности становится привратник Канкане (Владислав Спасский). Мистический колорит придают спектаклю привидения (Алена Загоруй, Олеся Острикова, Ирина Кулакова, Светлана Фарапонова, Юлия Солоухина), которые не были предусмотрены автором, но очень хорошо вписались в атмосферу старинной гостиницы. Минуту на размышление дает героям музыкальная пауза, которую заполняет Альбина Каунецкис, пародирующая рекламные вкрапления в целостный сюжет. Пикантную ноту вносят в театральное действо музыкальные композиции известной современной группы The Tiger Lillies.

Детектив по-тургеневски

Проверенным зрительским резонансом отмечается появление комиссара полиции. Приглуповатый слуга закона с первых слов прибегает к невольному саморазоблачению: «Я немец, то есть эльзасец, зударь! Я упрям и не люблю, чтобы мне перечили», «Я упрям и надоедать мне не следует». Именно этот персонаж вносит мощную струю абсурда в произведение. Его цель найти труп во что бы то ни стало не согласуется ни с какими доводами рассудка, ведь изменить стиль расследования после обнаружения новых фактов ему не под силу: «я прибыл сюда из-за ein преступник и ein труп, а я находить три преступник и ни один труп», «я всех фас упрячу в тюрьма, да, фесь дом, мужчин, женщин, детей и кошка!», «я требую мертвец!».
Суета вокруг трупа – это, пожалуй, самый комический элемент пьесы. Не переходя границы черного юмора, Тургенев миражное убийство делает двигателем сюжета. Сначала Грелюшон радуется удачному выстрелу, затем озадачивается необходимостью избавиться от тела при неимении мешка и отсутствии реки, потом идет на подкуп, ложное свидетельство, оговор, грубую лесть. Труп порождает самые абсурдные заявления и просьбы: «подумайте о несчастном мертвеце, который ждет там», «он отбыл». Когда самоубийство на почве разочарования в коварной возлюбленной совершает уже сам Грелюшон, Биркопф реагирует на удивление нелепо: он усаживает тело на стул, предлагает всем разойтись по комнатам для глубоких размышлений, а сам идет писать рапорт. Очевидно, что здесь пародируется и судебная волокита вкупе с бюрократизмом, и пафосное морализаторство.

Всего за четыре месяца премьера «Ювенты» оказалась востребована на нескольких фестивалях: «Бархат кулис» (Орел), «Мы придем к вам сквозь время» (Брянск), «Взмах крыла» (Жаворонки), на форуме «Таврида». Ее увидели в музее Тургенева, театре «Русский стиль», на нескольких площадках ОГУ имени Тургенева, в медицинском и музыкальном колледжах, школах города. И как бы хотелось, чтобы количество наших зрителей росло, а неизвестные страницы творчества нашего великого земляка радовали театралов как России, так и зарубежья.

«Ювента» приглашает на очередной показ водевиля всех желающих
8 октября в 18.30 в драмтеатр им. И.С. Тургенева. (12+)