Как любить ребенка

2020-12-10

Автор: Ирина Крахмалева, фото Олеси Суровых

В конце октября Орловский театр кукол показал премьерный спектакль «Король Матиуш I. Сказка и жизнь Януша Корчака» в постановке режиссера Олега Русова, заведующего труппой Московского театра кукол. Действо на сцене не могло не отозваться в сердцах как детей-зрителей, так и сопровождавших их взрослых.



Героический воспитатель

Спектакль приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и повествует о последних годах жизни детей и их воспитателей в еврейском гетто в оккупированной Варшаве. Януш Корчак – известный польский педагог, врач, писатель. С 1910 года он руководил «Домом сирот», построенным для еврейских детей. Посвятил свою жизнь, может быть, самой сложной науке о том, как любить ребенка.

Когда нацисты захватили Польшу, учитель и его воспитанники оказались в гетто. Бесправные, без уверенности в завтрашнем дне, несчастные ребята остаются под опекой Януша Корчака (роль исполняет заведующий труппой Орловского театра кукол, артист-кукловод Владимир Козлов) и его помощницы Стефании Вельчинской (исполняет режиссер-постановщик, артист-кукловод Раиса Овсянникова).
В постановке только этих двух взрослых играют люди: несломленные, отважные, с прямыми спинами и прекрасными лицами. Они будут отчаянно бороться за жизнь – добывать еду и лекарства для маленьких мечтателей, учить их наукам, вере и дружбе, не предадут в ту страшную минуту, когда обитателям гетто вынесут приговор, на руках отнесут в товарные вагоны, которые проследуют в Треблинку, и разделят мученическую смерть в газовой камере…
Как рассказать эту ужасную и вместе с тем достоверную историю ребенку?..

Король-реформатор

На помощь артистам приходят… куклы. Второй повествовательный пласт спектакля – это инсценировка книги Януша Корчака «Король Матиуш I». Сказки о том, как после внезапной смерти короля на троне оказывается его маленький сын – король Матиуш I.
Наследнику приходится тяжко – ладно бы его просто не понимали все эти взрослые, так ведь посты министров, оказывается, занимают нечистые на руку и в помыслах министры. Совершая козни и творя гадости, они навлекают беду на родную страну, которой объявляют войну сразу три соседних королевства. Да, война проникает и в сказку – Матиуш с помощью своего друга Фелека бежит из дворца на фронт, где им предстоит ощутить на себе все тяготы солдатской службы. Благодаря природной смекалке и смелости, друзьям и их армии удается полностью одолеть неприятеля.

Интересен поворот сюжета, когда все то, что мечтается мальчикам и девочкам любой национальности, проживающим в любой стране, – взять управление в свои руки и принести, наконец, в мир добро,– воплощается в судьбе Матиуша. Он становится полновластным самодержцем и пытается проводить в жизнь реформы для улучшения положения жителей королевства, особенно детей. Но неопытность правителя и его единомышленников и злонамеренная работа шпионов все-таки приводят к новой войне, которую Матиуш проигрывает.

Проигравшему уготована ссылка на необитаемый остров. Еврейским детям на оккупированной территории Польши немцами были уготованы концентрационные лагеря…

История – для людей

Постановка имеет возрастной маркер 6+. Конечно, маленьким зрителям будет понятнее и ближе для восприятия линия короля Матиуша – веселый и озорной мальчик окружен светлыми и яркими красками, его жизнь наполнена атмосферой игры, у него появляются друзья, и он бесконечно занят все новыми интересными делами.

У взрослого же то и дело комок подступает к горлу – не осталось у маленьких воспитанников сиротского дома, худеньких и большеглазых, иных помощников, кроме обожавших их воспитателей да звезд на небе, в которые обратились погибшие родственники…
И бумажные кораблики, и траурные одежды, и стена с черно-белой сводкой о потухших, замученных жизнях во Второй мировой – это посыл всем нам, маленьким и большим, о том, чего никогда более нельзя допустить человечеству.

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Я. Корчак «Как любить ребенка»). Стало быть, говоря об адресате спектакля, следует подразумевать, что история, оживленная Олегом Русовым и артистами Орловского театра кукол, – для людей.