Какофония орловских улиц

2023-07-20

Автор: Виталия Румянцева, фото автора

Посетившие недавно Орел телевизионщики одного из федеральных каналов поделились: оформление городов, в которых бывают, они часто сравнивают с музыкой. Мол, въезжаешь в Рыбинск, названный сегодня «музеем живой старинной вывески» из-за ретро-оформления, не отвлекающего от красоты исторических зданий, – и слышишь удивительную мелодию. А попадая в Орел, по словам гостей, оказываешься в жуткой какофонии: отдельные красивые музыкальные фразы, увы, не сливаются в плавную мелодию, отсутствие слаженности и единства тех же вывесок на фасадах домов режет слух (и глаз). В причинах такой дисгармонии разбирался корреспондент «ОВ».



Пятилетка борьбы

За внешний облик улиц Орла – фасады домов, баннеры, вывески – отвечает управление градостроительства. В помощь чиновникам в 2018 году горсовет утвердил новые правила благоустройства и содержания зданий, отдельные положения которых посвящены нормам по оформлению наружной рекламы.
Чтобы добровольно привести «наружку» в приличный вид, соответствующий модным тенденциям, предпринимателям было дано два года. За это время они должны были, в том числе, заменить вывески, загораживающие фасады зданий. В качестве альтернативы власти предложили, например, использовать объемные буквы вместо световых или пластиковых экранов. В 2021-м за работу по уборке визуального мусора должны были взяться уже чиновники…
Прошло пять лет. Попробуем подвести итоги борьбы с фасадным безобразием.

 

«Моя твоя перекричит»

По мнению Олега Кучинова, дизайнера-архитектора с 30-летним опытом работы в наружной рекламе, центр изменился в лучшую сторону. «На улице Ленина почти нет вывесок, которые не отвечали бы дресс-коду. По-видимому, ответственными лицами проделана огромная работа по комплексной реконструкции, приведению «наружки» к единому концептуальному решению. Но стоит отойти подальше, и парад безвкусицы продолжает свое шествие по орловским улицам», – считает дизайнер.
Как считает Виктор Панков, член Союза дизайнеров России, Орел слишком маленькими шагами идет к осознанию важности красивого внешнего облика торгово-развлекательных объектов. И не просто красивого, а еще и гармонирующего с фасадами соседних помещений. Поэтому аляповатость, «петушиный» стиль и наглухо закрытые картонными и пластиковыми щитами окна, к сожалению, остаются визитной карточкой города.
«Каких-то пару лет назад была разрекламирована инициатива властей упорядочить всю «наружку» в городе. Как видим, годы прошли, но ничего не происходит. Вернее, происходит – произвол коммерсантов и обслуживающих их рекламных компаний. Самый красноречивый пример, обнаживший пусть и ненадолго, так как соцсети взорвались гневом, вседозволенность рекламодателей, это надпись «Рюмочная» в два человеческих роста черным угрюмым шрифтом на въезде в Советский район с Тургеневского моста. Апофеоз бардака в системе!» – возмущается Виктор Владимирович.
Недовольство дизайнера вызывает и здание «Трилистника», который утопает в рекламе и пристройках-кафе. Пестрые вывески дома на фоне обветшалого фасада, мягко говоря, вызывают недоумение. Объект, находящийся в исторической части Орла, напоминает доску объявлений…

Визуальный мусор

От рекламного засилия, по мнению архитектора Марии Ершовой, страдают и ТЦ «Тургеневский», а также здания в районе от сквера Танкистов до улицы Медведева. Вывески на их фасадах являются не дополнением городской среды, а главенствующим, кричащим, «лупастым» элементом.
«Отсутствие уважения и бережного отношения к архитектуре города, его историческим зданиям можно четко проследить на примере входной группы одного из сетевых магазинов, открывшегося несколько лет назад в пристройке к бывшему зданию штаба Черниговского полка, к слову, объекту культурного наследия, по улице Московской. После череды проверок арендатор все-таки перекрасил вход в будущий магазин в цвета, соответствующие статусу строения – ядовито-зеленая дверь стала черно-красной. Но… взять тот же Рыбинск. Там сетевой магазин косметики по требованию местных чиновников переделал свою стандартную вывеску, выполнив ее в дореволюционном стиле, – вздыхает эксперт. – У нас же «наружка» нарушает целостность облика улиц и убивает архитектуру. Как итог, из-за отсутствия единой политики оформления города его здания страдают от витринно-фасадной «хаос-ярмарки».

С широко закрытыми глазами?

Как оказалось, внешним обликом Орла недоволен и тот, кто непосредственного за него отвечает – мэр. «На повестке дня Заводской район. Проблемы понятны и идентичны тем, что были в Северном и Железнодорожном. Основное, конечно, это неуважение владельцев хозсубъектов к своим посетителям. Есть кого похвалить за поддержание чистоты на территории, но больше, увы, антипримеров. Все фасады в надписях, двери сплошь в рекламе… Это не просто безразличие. Это халатное отношение к своему делу, к своим покупателям, к своему городу», – написал месяц назад на своей странице в соцсети орловский глава. Правда, почему-то не предложил перейти от слов к делу и демонтировать аляповатую «наружку».
О бездействии городских чиновников заявляют в управлении Федеральной антимонопольной службы по Орловской области. Так, специалисты ведомства уже второй раз требуют демонтировать рекламу одной из корпораций на Кромском шоссе, по их мнению, размещенную незаконно. Аналогичная ситуация сложилась в прошлом году и с билбордом, появившемся на территории крытого рынка на Лескова. Требования о демонтаже бетонной конструкции не исполнялись несколько месяцев, а потом его убрали… но почему-то за счет городского бюджета, а не на средства бизнеса, его установившего.
Получается, в Орле можно ставить что угодно и где угодно, и при этом власть не накажет виновных рублем, а, наоборот, заплатит за них? Если так, то городу потребуется еще не одна пятилетка, чтобы заменить кричащую «наружку» на образцы изящного вкуса не только в центре, но и на окраинах. А значит, орловские улицы еще не скоро «запоют» в унисон, радуя жителей и гостей областной столицы гармоничной симфонией витрин и фасадов.