Капля жизни

2018-12-21

Автор: Ольга Сударикова

Жил-был Тургенев (с 1818-го по1883 год). И было у него три дара: чуткое сердце, провидческий талант и недюжинная литературная сила. Решил однажды Иван Сергеевич рассказать сказку. Решил – и рассказал. Да не простую, а золотую.



Бой идиомам
Тургенев и стихотворения в прозе, как Шекспир и сонеты, в нашем сознании неразлучны. Но вот «Тургенев-сказочник» звучит весьма непривычно. Для литературоведов, понятное дело, сюрпризов нет, а вот для многих читателей, даже самых знающих, – маленькое открытие. Современники говорили, что отношение Ивана Сергеевича к детям было самое нежно-заботливое, отеческое и внимательное. Немудрено, что он легко и радостно делился своим бесценным временем и еще более бесценным опытом с молодыми силами, которым полагается в прямом смысле этого слова «играть, веселиться, расти».
По воле судьбы большинство тургеневских сказок, как и положено данному фольклорному жанру, бытовало в устной традиции. Они сердечно и мудро рассказывались детям друзей во Франции и ребятишкам, окружавшим Ивана Сергеевича звонкой гурьбой в минуты отдыха на легендарном диване-самосоне в Спасском-Лутовинове. До нас дошли в большинстве своем по отрывкам писем, воспоминаниям товарищей и коллег по цеху. «Задокументированная» собственной рукой «Капля жизни» – всего-то в полстраницы… Правда, смысла в ней – за век не передумаешь.

Добрый зритель
Орловский театр кукол в юбилейный тургеневский год решил познакомить самых маленьких с произведениями, которые доселе кропотливо разбирали отягченные мудростью кандидаты наук, убеленные сединой профессора и музейные сотрудники. В зале веселый шум, гомон, смех. Юная публика от прижизненных автографов и пыльных фолиантов в восторг не придет. Перед именем классика мировой литературы не трепещет. Ее внимание еще завоевать надо. Актеры рассказывают великое, тургеневское своим языком – понятным лишь тем, у кого пылкое сердце, неуемная фантазия и все-все самое хорошее, светлое впереди.
Драматург Наталья Захарова в свою пьесу не только вплела тургеневские мотивы (сказки «Капля жизни», «Степовик», «О серебряной птице и желтой лягушке»), но и постаралась соответствовать самым светлым детским ожиданиям. Режиссер спектакля Павел Акинин этот принцип тем более взял за основу. Сказки Тургенева – самые что ни на есть близкие, навеянные милыми сердцу и знакомыми с малолетства образами. Потому и представляются они в спектакле почти народными, окруженными давно знакомым светом.
Любовь, ответственность, взаимовыручка, труд, воспитание – это семья: мама, папа, дочка Ариша и сынок Ванюша. Весь остальной мир, такой незнакомый, полный чудесного и пугающего, – пока волшебство. Доброе: прекрасная серебряная птица, забавный Степовик. И не очень: болотная ведьма, ее подручная ворона, желтая лягушка-обидчица.
Аришка-трусишка и Ванюша-самознайка-хвастунишка начинают свой большой, по-взрослому трудный путь, чтобы освободить родителей от злых чар болезни. Они узнают все вокруг и самих себя одинаково быстро, неожиданно и чудесно. Маленькие герои на забаву зрителям поступают далеко не всегда правильно, но чутко усваивают все трудные уроки.
Ване коварно застило взор красивое вранье вороны о его необыкновенности. Да и поиграть хочется куда сильнее, чем колоть дрова… Аришка-трусишка боится абсолютно всего на свете. Не всегда это оправдывается мудрой предосторожностью. Тем не менее, как не прийти в восторг от приключений маленьких героев, у которых волосы русые, растрепанные, как поле, ветром, а глаза голубые, в пол-лица – отражение неба. «Подходящие детки», но не для ведьминых проказ, а для того чтобы расти целеустремленными и побеждать.
Темные силы за свое торжество сражаются с не меньшим старанием, чем светлые за справедливость. Борьба в спектакле протекает весьма драматично, щедро сдабриваясь хитростью, затейливой интригой и даже щекочущими душу ужастиками.
Болотной ведьме, дабы продлить ее приближающийся к концу срок, непременно нужна Капля жизни, что стерегут подколодные змеи, злые ящеры, шипящие гады. Да, по иронии, ступить в кромешную пустоту потаенной пещеры может лишь тот, чье сердце чисто и смело. Здесь нужен заговор, подлог, коварство! Щипаная, очевидно, стреляная, пуганая-перепуганная и битая-перебитая жизнью ворона помогает, как может. Желтая лягушка просто безобразничает для своего удовольствия. Им в сумраке комфортно…
Обычно самым колоритным характером и запоминающимися чертами обладают отрицательные герои – классика жанра. Но в этой сказке положительные по харизматичности не уступят. Как прекрасен полет серебряной птицы, как трогают душу ее жалобы на причиненные обиды… Забавный Степовик Полесович, нежданно появляющийся и так же моментально скрывающийся от глаз, и того чудеснее. От него будто пахнет сырой землей, спелым колосом и добром.

Жуть, да и только
Спектакль «Капля жизни», начинающийся под трели птиц и напевы дудочки, не так-то прост и далеко не наивен. Здесь вам не пушистые зайки-побегайки встречаются, а невиданные тушканчики! Своей «вынужденной» сумрачностью, беспристрастным взглядом на черное и белое постановка по жанру едва ли не триллер (говорю больше для интриги, чем из предостережения). Вспышка беззаботной радости в начале и, естественно, счастливый конец разделены долгой дорогой по страшному лесу, непроходимым болотам, непроглядным чащам.
Каплю жизни, призывно сверкающую в темноте, надежно оберегают ядовитые жала, горящие глаза, острые зубы, цепкие когти. Порою не по себе становится от зловещей музыки, красно-кровавого зарева… По большому секрету на всякий случай герои делятся с новыми друзьями-зрителями верным заклинанием, которое и потом будет не раз помогать: «Уходи, страх, не путайся в ногах. Страх силен, а человек сильнее».
Художник Светлана Долгина очень сильно полагается на воображение зрителя и дает ему большую фору. А жуть, которая живет под собственной кроватью, всегда страшнее… Одномерные декорации, похожие на завешанные ставнями дупла дубов-великанов, открывают окно в мир фантазии. По мере совместного проникновения в эту немного пугающую страну все приобретает объем, второе дно, потаенный смысл. Улыбчивое дневное светило сменит ночное – холодное, слепое. Поляны, манящие ароматом ягод, превращаются в густую тьму, которую на своих перепончатых крыльях разносят летучие мыши.
Объемная плоскость рисунка завораживает возможностью многомерной трансформации. Здесь несколько планов и перспектива. Настоящее художественное чудо – без спецэффектов, порядком надоевших своей неестественностью и безграничными возможностями, ограничивающих детское творчество.
У Тургенева все сложно и правдиво. Он на поводу даже у взрослых читателей никогда не шел. С детьми тоже не заигрывал. Если страх – то до дрожи. Если вопрос – самый серьезный. Если ответ – обязательно выстраданный.
Павел Акинин сделал спектакль про справедливость, но не лубочную, всепримиряющую, а карающую, рассудительную, выстраданную. Добро покатится по небу солнышком, но синеву могут заволочь тучки. И тогда снова придется быть начеку, побеждать – врагов, себя, обстоятельства.
Такой подход и актеров, спрятанных за капюшонами и ширмами, по-особому вдохновляет исполнять свои роли. В спектакле заняты Раиса Овсянникова, Зоя Серова, Алексей Фомин, Светлана Комарова, Сергей Фроликов, Галина Сидорова. Они неподдельно сопереживают героям, немного журят, непомерно гордятся, уважают их. Чувствуют, что действо зависит вовсе не от сценария, а от решений, принятых кукольными персонажами здесь и сейчас. Артисты кажутся то зловещими тенями в непроглядном лесу, то добрыми духами. Так что обычная «техническая» отстраненность кукловодов здесь вносит дополнительный шарм.

Каждому – по стараниям
Спектакль «Капля жизни» не просто юбилейная необходимость ради светлой немеркнущей памяти писателя. Он для тех, чья история только начинается, и тех, кто мечтает, чтобы чья-то родная трепетная жизнь удалась, была яркой, насыщенной.
Мы часто не способны здраво оценить то, что дается – Богом, природой, близкими, и правильно рассчитать свои силы, опуская руки там, где могли победить, или выставляя себя на посмешище громкими обещаниями. Не зря в самом начале статьи произведения Тургенева названы золотыми – по аналогии с легендарным презентом Курочки Рябы. Не так они просты, не каждый читающий может по-настоящему оценить дарованный писателем уникальный шанс стать лучше, мудрее, чище, защититься от суровых ветров жизненной наукой. Забава, развлечение – хрупкая скорлупа, от которой проку не жди. Театр кукол в который раз учит своих всевозрастных зрителей щелкать твердые ядра изумрудов познания.
Капля – океан возможностей, если в борьбе за нее ты задействовал все душевные силы.


Справка «ОВ»

В начале декабря 2018 года на сцене Академического малого драматического театра – Театра Европы в Санкт-Петербурге в рамках специальной программы «Даты» прошло награждение наиболее интересных проектов, посвященных различным датам в области искусства. Главными событиями уходящего года стали юбилеи Ивана Тургенева и Максима Горького. Постановка Орловского театра кукол «Капля жизни» была представлена к получению памятного знака в числе 11 театров-номинантов со всей России. Причем учреждение культуры нашего региона стало единственным театром кукол, удостоенным такой награды.