Каждый спектакль – бой

2010-04-21

Автор: Ольга ЗАХАРОВА

Театральный сезон в Орловском академическом театре им. Тургенева близится к завершению. Корреспондент «ОВ» побеседовала с художественным руководителем ОГАТ им. И.С. Тургенева Борисом Голубицким.



Уже в мае свет рампы погаснет и вспыхнет с новой силой только осенью. Мы решили узнать, какими событиями был отмечен для театра уходящий сезон, чем еще успеет порадовать он зрителей и каких событий ждать публике после летнего отдыха. Об этом и о многом другом рассказал «ОВ» художественный руководитель ОГАТ им. И.С. Тургенева Борис Голубицкий.

Тургеневская весна

— Борис Наумович, весна для Орловского академического театра время, традиционно проходящее под знаком Тургенева. Какими событиями для вас была отмечена «тургеневская весна» этого года?

— Действительно, весной тургеневская нотка ощутима для нас особенно ярко – в мае 1949 года Орловский академический театр официально получил имя Ивана Сергеевича, которое с достоинством и любовью носит по сей день. Совсем недавно в нашей тургеневской летописи произошло событие, которое мы ещё вспоминаем. Очень много лет мы дружим с библиотекой-читальней Тургенева в Москве. И в этом году нас пригласили на празднование ее 125-летия. Специально для юбилейного вечера мы поставили импровизированную фантазийную сценку возможного свидания основательницы библиотеки, знаменитой российской меценатки Варвары Алексеевны Морозовой и Ивана Сергеевича Тургенева. Кроме того, ко дню рождения мы привезли отрывок из «Нахлебника», спектакля, лишь год назад ушедшего из репертуара нашего театра. Поездка получилась короткой, но очень выразительной.

— А правда ли, что с одним из спектаклей вы получили приглашение в Париж?

— Действительно, нас пригласили туда со спектаклем по пьесе Льва Толстого «Власть тьмы», который готовится к постановке в следующем сезоне. Приглашение последовало от посла России во Франции Александра Орлова. Но вот поедем ли… На поездку требуются немалые деньги и найти их, к сожалению, совсем не просто.

Возвращаясь к завершающемуся сезону. В этом театральном году мы побывали еще и на фестивале в Одессе, посвященном 200-летию Гоголя, с обменными гастролями в Курске, — всюду зрители очень тепло нас принимали. Но это лишь одна, внешняя сторона деятельности театра. Внутренняя же — здесь, в тех спектаклях, которые мы играем дома.

Семь Тёркиных на одной сцене

— О домашней работе хотелось бы расспросить подробнее. 195-й театральный сезон завершается. С какими итогами вы подходите к его финалу?

— Этот театральный год мы открывали спектаклем по пьесе русского классика Александра Островского «Свои люди – сочтемся!». Мы с огромным удовольствием работали над этой постановкой, ведь Островский всегда дает прекрасную пищу и для актеров, и для зрителей, и для театра в целом. По-прежнему на сцене театра с успехом идет программное для нас на сегодня произведение – «Отцы и дети». Поставлен новый спектакль для детей «Пеппи длинный чулок».

— Открывал сезон классик, завершает тоже классик. 28 апреля на сцене драмтеатра появится спектакль «Василий Тёркин» по одноименной поэме Александра Твардовского. Почему, готовя спектакль к 65-летию Великой Победы, вы решили остановиться именно на этом произведении?

— Твардовский – уникальный автор, который настолько художественно тонко и близко прочувствовал образ человека на войне, показал его исключительно узнаваемым во все времена. Василий Тёркин истинно народный герой. Война, несмотря на всю её трагичность, грязь, несчастья, является одновременно местом вдохновения, человеческого взлёта, раскрытия личности. Причём личность эта – простой человек, плоть от плоти и кровь от крови народной. И всё это выражено в прекрасных стихах!

Конечно, мы стояли перед выбором, какое произведение о войне поставить. Мысли и предложения были разные, но в итоге остановились на «Тёркине». Это как раз то, что соответствует духу нашего театра, его тургеневскому имени, его классической программе. Молодой режиссер Елена Оленина предложила интересное решение: Тёркиных в спектакле будет целых семь, и каждый из них будет рассказывать свою главу этой одной на всех истории, каждый покажет свой взгляд на характер… Таков наш замысел, который осуществляют в основном молодые силы нашего театра.

— Молодые и в основном женские силы… Почему военную постановку вы решились отдать именно в женские руки?

— Сейчас вообще налицо интересная тенденция – когда-то исключительно мужская профессия режиссер становится все больше и больше женской. В нашем театре также целый ряд женских постановок, которые с успехом идут много лет. Здесь работали Татьяна Пацай, Ирина Зубжицкая, Евгения Сафонова. Спектакль «Василий Тёркин» продолжит эту «женскую линию».

«Мы сочиняем эпоху»

— Борис Наумович, сейчас вы активно репетируете пьесу, которая, вероятнее всего, станет для театра знаковым произведением будущего сезона. Речь о готовящейся премьере «Трёх сестёр» Чехова. Расскажите подробнее о режиссерском замысле.

— За две недели до юбилея Антона Павловича, с середины января, мы начали репетировать «Три сестры». К крупным произведениям Чехова мы не обращались уже очень давно. И вот сейчас настал момент. Работа над спектаклем идет необычайно душевно, увлеченно, с полной самоотдачей коллектива. Во многом благодаря такой репетиционной работе нам удается в этом, казалось бы, уже многократно поставленном и идущем во многих театрах произведении делать для себя важные открытия. И мы все более уверены, что можем сказать свое, не заёмное, а лично прочувствованное слово.

— В спектакле «Отцы и дети» очень оригинальное оформление сцены, над ним работал Борис Голодницкий. Сценограф «Трёх сестер» также он. Значит, зритель снова увидит нечто необычное? Насколько вообще дух времени будет сохранён в спектакле?

— Оформление сцены будет очень интересным! Оно создаст для нас своеобразный, ни на что не похожий мир этой пьесы, одновременно реальный и иллюзорный. Что касается духа эпохи, мы всегда стараемся его передать. Сейчас стало обычным делом переодеть персонажей в современные одежды, перенести действие в наши дни и таким образом будто бы его «осовременить». В действительности, это слишком простая, лежащая на поверхности идея, не дающая произведению никакой дополнительной художественной ценности. Мы идем по пути на сегодня более трудному. Воспроизвести исторические реалии доподлинно нелегко, поэтому мы «сочиняем» эпоху, следуем ей не буквально. В итоге возникает сходство и с тем, что происходило когда-то давно, и одновременно нечто, сближающее спектакль с нашими днями.

Зритель не любой ценой

— А как формируется репертуар ОГАТ им. Тургенева?

— Наш репертуар определяется в первую очередь программой, в которую мы вкладываем всё и в которую верим. Она отчасти просветительская, ориентированная в первую очередь на классику. Безусловно, программа эта не легка. Ведь даже если в основу спектакля кладется современное драматургическое произведение, уровень его должен быть весьма высок. Само имя Тургенева диктует, что не каждая пьеса может попасть в нашу афишу. С другой стороны, никуда не деться от веяний времени, заметно изменившихся вкусов публики. К сожалению, в последнее время определяющим в этих вкусах стало стремление к развлекательности. Мы стараемся не очень поддаваться этому давлению, хотя и в нашем репертуаре появляются «лёгкие» постановки: есть пьесы Степана Лобозёрова, Робина Хоудона, поставлены «Босиком по парку» Нила Саймона, «Тёмная история» Питера Шеффера, «Свидание по средам» Валентина Красногорова. Эти пьесы не так глубоки, в них нет серьёзного философского подтекста, но, тем не менее, это весьма талантливые работы заметных современных драматургов, а потому они имеют место быть на сцене областного театра, который должен быть не всеядным, но, конечно, многоплановым.

— Задача театра ведь и в сохранении культуры, языка, и для Орловского академического театра, ориентированного в первую очередь на классический репертуар, эта задача приоритетна. Хотя, возможно, и не всегда понятна публике?

— Вопрос наличия публики вообще весьма острый и серьезный. У нас есть очень посещаемые спектакли, которые не сходят со сцены многие годы. Но я не сторонник привлекать зрителя любой ценой. Конечно, всегда хочется, чтобы зал был полон. Но чтобы угодить каждому, скорее всего, нужно будет что-то менять, отказываться от принципиальных позиций, являющихся основополагающими для нашего театра. И этого делать мы никогда не будем. Особенно непростая борьба идет сейчас за молодую публику, изначально нацеленную на развлекательность. Практически каждый спектакль – это бой. И пока, к счастью, театр эти битвы выигрывает. «Любовь и разочарования молодого человека», «Старший сын», «Каштанка», «Два веронца», — все эти постановки с удовольствием посещает молодежь. Проблема выбора сейчас принципиальна: либо мы поддерживаем конформизм, полное бездумье, — одним словом, готовим зрителей для Comedy Club, либо способствуем становлению настоящей личности.


Справка «ОВ»

Премьеры, которые ждут зрителей ОГАТ им. Тургенева в будущем сезоне:
Комедийный триллер Алана Эйкбурна «Тайна двери отеля Риган»;
«Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта;
«Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого и др.