Кина не будет?

2022-07-06

Автор: Ксения Азаренкова

Как только пандемия коронавируса пошла на спад и предприниматели смогли оправиться и хоть немного вздохнуть полной грудью, неожиданно для всех мир перестал быть прежним… Как оказалось, самые темные времена настали для кинотеатров страны, в том числе и для орловских. В сложившейся ситуации попытался разобраться корреспондент «ОВ».



Резкое падение

По информации РБК, из-за пандемии в 2020 году российский кинопрокат недосчитался 50 млрд рублей. Сегодня же он рискует потерять не только выручку, но и сами кинотеатры. Так, по данным интернет-газеты Newslab.ru, на начало весны 2022-го в РФ действовали 2159 кинотеатров (5700 кинозалов), уже через месяц эта цифра изменилась не в лучшую сторону: количество работающих залов сократилось на 24,7%, а к маю падение достигло 31,5%.
Заметно снизилось и количество зрителей. Согласно статистике государственного Фонда кино, эта цифра не достигает нижнего предела посещаемости в сравнении даже с прошлым годом. Майские показатели тогда колебались в диапазоне от 1,8 млн до 3,3 млн посетителей в неделю, а сейчас – от 0,9 млн до 1,2 млн. Ассоциация владельцев кинотеатров уже предупредила, что к концу 2022-го ожидается совокупный убыток, превышающий 11 млрд рублей – только в первом полугодии выручка кинотеатров снизилась в среднем на 60%.
Тем временем специалисты смогли спрогнозировать значение максимального уровня сборов отечественных фильмов, которое составит порядка 6,14 млрд рублей. Напомним, в прошлом году эта цифра составляла 10,4 млрд, а совокупный прокат превысил отметку в 40 млрд рублей. Финансовая разница объясняется довольно простой «расстановкой киносил» 25%/75%, где доля Голливуда значительно превышает отечественную.
Пока кинопрокатчики в спешке занимаются поиском нового контента, в регионах приступили к тотальной оптимизации и работе только по выходным.

Прокат по-орловски

Кажется, в Орле еще много лет назад предвидели эту ситуацию. Сначала областной центр лишился кинотеатра «Родина», затем были закрыты «Октябрь» и «Победа». Сейчас на территории города функционируют четыре организации этой сферы: «Синема Стар», «Цум-Кино», «Современник» и «Гринн-фильм». Все они располагаются в крупных торговых центрах, и лишь кинотеатр «Современник» сохраняет истинный статус дома кино, хотя количество разных ярмарок на его территории заставляет задуматься о не таком уж и радужном состоянии дел.
В каждом районе города – по своей точке притяжения для кинолюбителей, а в Заводском – даже две. Лишь жителям Советского приходится покидать его приделы, чтобы посмотреть ту или иную долгожданную картину.
Традиционно лето – не время российского кино, а скорее сезон блокбастеров. В эти месяцы выходит до 97% западного контента. Отечественный же производитель балует зрителей релизами осенью, а самыми масштабными – на Новый год. Возможно, поэтому коридоры орловских кинотеатров сейчас пусты. Лишь до обеда группы детей из школьных и загородных лагерей заполняют эту вынужденную пустоту и задают тренд орловскому кинопрокату.

Недостаток контента

Теорию подтверждает и управляющая кинотеатром «Гринн-фильм» Наталья Милосердова: «Думаю, мы не будем здесь оригинальными, если скажем, что с февраля обстановка изменилась с точки зрения проката и разнообразия репертуара не в лучшую сторону из-за ухода голливудских фильмов, которые составляли примерно 80% нашего репертуара, а соответственно, и большую часть дохода кинотеатра. Мы были вынуждены достаточно серьезно оптимизировать внутреннюю деятельность и работать «с тем, что есть». А это практически все фильмы отечественного производства: детские, семейные, комедии. Но этого все равно мало».
По словам Натальи Милосердовой, основная проблема сейчас – это количественная и качественная недостаточность контента, которым можно было бы заполнить все кинозалы.
«Пока самый кассовый фильм весенне-летнего периода – «Артек. Большое путешествие», который был в прокате около двух месяцев. Такие сроки стали возможны благодаря изменениям системы кинопроката. Раньше фильмов было в изобилии, поэтому их «жизнь» не превышала трех недель, сейчас этот период значительно увеличился, – продолжает управляющая кинотеатром. – А вот на длинных праздничных выходных лидером нашего проката стал фильм-катастрофа «Одна», который в связи с этим задержался на экранах еще на месяц».

Детский бум и сериалы

Лидерские позиции на Орловщине пока занимают мультфильмы и семейное кино. Возможно, список скоро пополнится отечественными сериалами, которые уже вышли в прокат. Например, в том же «Гринн-фильме» с 9 июня стала доступна адаптированная версия для кинотеатров российского сериала «Два холма».
До «Современника» мир сериалов пока не добрался, хотя можно вспомнить об одном из них – «Манюня» по одноименной книге Наринэ Абгарян. Его кинотеатральная премьера состоялась в июне. А самым кассовым фильмом последнего времени здесь стала семейная комедия Карена Захарова и Армена Ананикяна «Артек. Большое путешествие» с Михаилом Галустяном в главной роли.
Администратор кинотеатра «Современник» Татьяна Силаева объясняет его высокую посещаемость тем, что картина захватывающая и комедийная: «Конечно, с февраля число зрителей поубавилось в связи с уходом с больших экранов мировых бестселлеров. Но, несмотря на это, все не так уж и плохо: российские фильмы идут. Единственное, на что теперь обращаешь внимание, – в последние месяцы наш зритель «изрядно помолодел». Маленькие киноманы смотрят и пересматривают «Три кота и море приключений» и другие мультипликационные фильмы».
Нам осталось жить…
Недавно вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов назвал кинозалы «глухими коробками» для игры в теннис. Может быть, поэтому руководство орловского «Цум-Кино» воздержалось от каких-либо комментариев…
Тем временем в России продолжается эра экспериментов. От «Жмурок» и «Брата» власти перешли к дополнительным мерам: вместо прямых субсидий отечественному прокату фильмов принято решение о включении российской кинопродукции в программу «Пушкинской карты».
Глядя на происходящее, еще больше убеждаешься в том, что будущее за онлайн-платформами, которым всего за пару лет удалось выйти на уровень качественного контента в режиме конвейера. Кинотеатрам же, по всей видимости, пока придется восполнять свои пробелы и не один год прибегать к помощи адаптированных версий видеоплатформ, советской и российской классики, индийскому или корейскому кино.