«КиноТок-2020» представляет…

2020-04-09

Автор: Ирина Крахмалева

В 14-й раз в Орловском государственном аграрном университете состоялся открытый Международный фестиваль любительского и профессионального киноискусства «КиноТок». Автор идеи и организатор – Александр Виноградов, заведующий кафедрой электроснабжения ОрелГАУ. Охотно поделюсь своими впечатлениями как член жюри и зритель этого фестиваля.



Закрытый показ

финальном показе работ единственного в Орле киноконкурса в этот раз участвовала только судейская бригада: к 19 марта, когда и проходил фестиваль, в России почти повсеместно ввели режим повышенной готовности, также поступили рекомендации отменить массовые мероприятия, с участием более 50 человек. Из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции высшие учебные заведения региона перевели на дистанционное обучение, в том числе ОрелГАУ.

Организаторы ежегодного конкурса «КиноТок» – сотрудники кафедры «Электроснабжение» Орловского государственного аграрного университета, – оценив обстановку, приняли мудрое решение: собрать на финальный просмотр только узкий круг жюри, без присутствия зрителей. На входе был организован пункт санитарной обработки, у каждого члена жюри измерили температуру, предложили антисептик для обработки кожных покровов рук.

Далее в штатном режиме провели просмотр видео в учебной аудитории – всего 39 работ. Признаемся, было непривычно смотреть картины без реакции независимого и самого беспристрастного судьи – зрителя. Более того, приз зрительских симпатий в этот раз назначили не по аплодисментам студенческой молодежи, а по выбору всего одной ее представительницы, также члена жюри – из профкома ОрелГАУ.
Остается только радоваться, что, несмотря на сложившуюся ситуацию по коронавирусу, XIV открытый Международный конкурс-фестиваль «КиноТок-2020» в Орле состоялся.

«Любительские» вопросы

На конкурс было прислано 184 работы от авторов и авторских коллективов из России, Белоруссии, Болгарии, Луганской народной республики. Среди любителей в финал вышли 26 работ, среди профессионалов (студенты профильных учебных заведений, воспитанники юношеских творческих киностудий, тележурналисты, телеоператоры) – 13. Фильмы участников были представлены в следующих номинациях: лучший игровой короткометражный фильм, лучший анимационный фильм, лучший музыкальный видеоклип; лучший документальный фильм и т.д.

Давно и прочно в сюжетах «КиноТока» воплощается социокультурная проблематика. Авторы, например, обращают зрителя к вопросам, а станем ли мы лучше, если забудем свои коренные традиции и в пору высоких технологий откажемся от подлинного человеческого богатства – умения общаться, слушать и слышать. Вот почему так тронула сердце притча «Кукушка» от Насти Босс из «Образцового самодеятельного коллектива» детской национальной киностудии «Кюн-Кузези» («Цветок-огонек»; Россия, Кемеровская обл., г. Мыски), автора лучшего анимационного фильма. Или мини-история о том, как заигравшимся в отношения взрослым ничего не стоит поставить ребенка перед невыносимым выбором, с кем остаться (ролик «Выбор сделан» одержал победу в номинации «Лучший игровой короткометражный фильм», его снял Денис Сорока (кинокомпания BelindaFilms, Республика Беларусь, г. Брест).

А как же хороша мысль о том, что книжность поднимает историю собственного народа и державы из темноты! Специальным призом за такой видеосюжет наградили авторов фильма «Паисий» Тихомира и Георги Дулевых (Болгария, г. София).

Очень впечатлила созерцательной красотой и энергией жизни победившая зарисовка «Край давно далекий» от студии «Скальная 20» (автор Ярослав Ломакин, г. Мурманск). Около четырех минут любования рассветной тишиной, от которой сердце замирает!..

«Профессиональные» ответы

На прошедшем фестивале отметила для себя несколько работ европейского уровня (если проводить сравнения по системе образов, стилистике, способам раскрытия сюжета). Приятно, что один из них – лучшую тематическую зарисовку-размышление «Мне двадцать два» – создали авторы Владислав Булаткин и Борис Ромак из Орловского колледжа культуры и искусств (студентам помогает готовиться к фестивалю преподаватель Елена Чижмина).
Большое впечатление оставил лучший игровой короткометражный фильм Алексея Проценко из Новосибирска. Его ролик «На мосту» – это всего лишь эпизод: на мосту встретились двое и просто не позволили друг другу распрощаться с жизнью, которая, в сущности, заиграла новыми красками, когда незнакомцы наладили коммуникацию.

Оригинальный видеоряд представили гости из Северной столицы: Институт графического дизайна, Санкт-Петербург (руководители – доцент Михаил Алексеевич Южаков, Виктория Викторовна Епанян) взял гран-при за фильм «В руинах». Мрачная мистическая эстетика погрузила зрителя в состояние беспокойства и тревоги, напомнив об истории вырождения знатных родов, погрязших в грехе и варварстве. Еще один анимационный сюжет этого же коллектива – «Чернолесье» – стал своего рода грозным предостережением всех нас от последствий работы черных лесорубов.

Одна из самых целостных кинокартин, самая длительная (около 17 минут), но зато самая выразительная, в которой автору Яне Алекперовой из Челябинска удалось создать небанальные, выпуклые и полнокровные портреты представительниц прекрасного пола (какие страхи живут в молодой душе, как найти дело по себе, как быть счастливой и дарить радость близким). За это документальный фильм «Три возраста женщины» удостоен приза зрительских симпатий.

Фестивальная тенденция

Была на центральном телевидении такая передача с просмотром и обсуждением фильмов, рассчитанная на «широкого и глубокого зрителя». Я про «Закрытый показ» Александра Гордона. Если верить открытым интернет-источникам, то за семь лет существования ток-шоу россияне могли посмотреть 89 актуальных отечественных (в большинстве своем) и мировых кинолент, при этом большая их часть относилась к категории так называемого альтернативного (или авторского) кино.

За почти четыре часа жюри «КиноТока» удается увидеть и оценить около 40 работ. Фильмы тоже авторские, только в коротком метре, над ними потом долго размышляешь, вспоминаешь детали захватившего по-настоящему видео.

Участвуют в конкурсе-фестивале в основном любители синема, но именно по ним, как рассуждает кинокритик, обозреватель Антон Долин, можно судить о том, что кино переживает новый виток своего развития: ведь когда-то оно и начиналось именно с коротеньких роликов в исполнении авторов-любителей.

«КиноТок» будет искать новые имена, а мы будем ждать очередной встречи с художественным миром современных талантливых авторов.