Классика и современность Ольги Тучниной

2022-01-28

Автор: Виктор Панков

То ли истосковавшись по живому зрителю, то ли устав от бесконечной самоизоляции, художественная жизнь Орла набирает обороты. Весь прошлый год нас регулярно радовали сменными экспозициями краеведческий и музей изо, а в (может, и напрасно) ожидающем своего ремонта областном выставочном центре с начала января работают сразу три выставки. Словом, прекрасное в городе не так уж и далеко, нам есть куда сходить, чтобы подзарядиться энергетикой искусства и немного отойти от серости ковидных будней.



Жизнь в искусстве

Об одной такой выставке хочется высказаться особо. И не потому что ее автор, художник-график Ольга Тучнина, назвала ее юбилейной. А потому, что даже рассматривать уже знакомые работы этого талантливого мастера – особое наслаждение, что же говорить о новых акварелях и графических листах, впервые выставленных на всеобщее обозрение!
Надо признать, в последнее время графика как самодостаточный вид искусства понемногу возвращается к широкому зрителю. И во многом это заслуга наших живых классиков, в тесном кругу которых свое законное место неоспоримо занимает Ольга Тучнина. Ведь на протяжении своей жизни в искусстве она не перестает работать творчески, остается верной своему отточенному вкусу и эстетическим установкам, регулярно показывает зрителю свои лучшие произведения и, наконец, передает знания и бесценный художнический опыт ученикам лучшей в Орловской области детской художественной школы.
Ольга Степановна – заслуженный работник культуры РФ, преподаватель детской школы изобразительных искусств и ремесел, художник, хорошо известный и ценимый далеко за пределами родной Орловщины. Начиная с 1971 года, сразу после окончания нашего худграфа, она постоянный участник выставок все более высокого ранга – от городских до международных.

Летописец старины

Сегодня мало кто помнит, что короткая эпоха 70-х – начала 80-х была на редкость благодатным временем для художников-графиков: выходили журналы и альбомы с их работами, графические разделы были обязательными на всесоюзных и республиканских художественных выставках, а жилые и общественные интерьеры, в которых жил и работал советский народ, было модно украшать плакатами или оформленными под стекло эстампами. Неудивительно, что в такой атмосфере искусство графики (а это все виды гравюр, рисунок и акварель) бурно развивалось не только «там», советское искусство тоже не хотело отставать от тренда.
Именно тогда, в далекие 70-е, в Орле сложилась довольно пестрая группа молодых одаренных художников-графиков, которые, соперничая друг с другом, стремились к каждой выставке сделать нечто такое, что превосходило бы общепринятую планку художественной грамоты и ремесла. Студенты худграфа и художественного училища валом шли на выставки, чтобы увидеть свежие офорты, линогравюры и литографии С. Косенкова, В. Анисимова, Г. Калмахелидзе, Ю. Черкасова, Н. Силаева, Л. Парицкой, Л. Потапова, М. Шураева, и потом горячо обсуждали увиденное, споря при этом, кто среди этих художников лидер.
И вот в разгар этой мощной графической мини-эпохи в самую гущу «тусовки» попала молодая, но очень целеустремленная Ольга Тучнина. С первых же выставок она поразила всех звонкостью своих рисунков тушью и виртуозной техникой акварели. И то, и другое было вдохновлено неброской жизнью старого Орла, его улочек, полных старинных домиков с витиеватой деревянной резьбой, теплыми «деревенскими» натюрмортами с полевыми цветами, рушниками и уцелевшей утварью. Все это было исполнено молодой художницей необыкновенно искренно, с огромной симпатией и любованием. В этой «номинации» Ольге Степановне с самого начала не было равных, нет их и сегодня.
Кроме ценителей искусства, Ольга Тучнина своими перьевыми и карандашными рисунками, пусть и невольно, создала целую «летопись орловской старины» на радость краеведам и историкам, ценящим Орел как единый архитектурный организм. Не будучи фотографом, она в своих зарисовках всегда безошибочно находила и выделяла художественными средствами то главное, что делает каждый нарисованный домик красивым и гармоничным. А чего стоят кованые решетки на крылечках домов по Пушкарным, Посадским и Курским, филигранно отрисованные Ольгой Степановной! Остается лишь сожалеть, что до сего дня эти уникальные рисунки не были изданы, хотя бы как набор открыток.

Эволюция художника

Как написали бы в кино, «прошло пятьдесят лет»… Оставаясь реалистом по своей сути, Ольга Тучнина постоянно развивала свой стиль, меняла манеру, инструментарий, графическую технику. Например, она уже несколько лет использует отнюдь не для художников придуманную белую гелевую ручку, которой по черной или цветной тонированной бумаге рисует волшебные зимние пейзажи Орла и Петербурга. А совсем недавно она успела запечатлеть с натуры знаменитый Тургеневский дуб в Спасском и таким немного мистическим способом попрощалась с этим исполином.
Однако речь не только и даже не столько о чередовании на равных акварели и рисованной, преимущественно линейно-штриховой графики в судьбе одного художника. В эволюции творческого метода Ольги Тучниной произошли существенные сдвиги в направлении, казалось бы, большей декоративности, фактурности и сознательного уплощения пространства. В результате такая стилизация привнесла в пейзажи Тучниной больше смыслового обобщения, символизма, музыкальности всей композиции листа, что делает эти работы, если можно так выразиться, еще более художественными.
Сегодняшней Ольге Тучниной никому не надо доказывать свой профессионализм, остроту видения и объективность взгляда, фиксируя каждую трещинку в крыше старого дома. Их она и без натуры знает и помнит наизусть – столько этого добра было пропущено через себя! Теперь нам, зрителям, кажется, что этот художник просто созерцает окружающую ее жизнь и только потом создает свободные, красиво и изобретательно выстроенные черно-белые листы или акварели «на тему», которые прекрасны сами по себе и в которых уже не так важно, где она это увидела и так ли на самом деле там переплетались ветки, растущие из треснувшего ствола…
Художник-реалист по определению не обязан быть фотодокументалистом, даже такой мастеровитый и опытный, как Ольга Тучнина. Особенно такой, как Ольга Тучнина! Натура здесь не то чтобы ни при чем, она как бы рядом, «на подхвате», и, если что, поможет и подскажет. И в этом главная награда для художника – дожить до той поры, когда ты просто творишь, как дышишь или как поешь, не думая о том, какие ноты брать сейчас, а когда должна вступить валторна…
По-моему, это настоящее счастье. И для самого художника, и для нас, многочисленных почитателей его уникального таланта.