Полина Виардо и Россия

2023-08-05

Автор: Наталья Смоголь, фото Инессы Айвазян

Лето, а особенно его макушка июль, – время путешествий, но особый шарм этому месяцу придает возможность перемещаться не только в пространстве, но и во времени. Каждый год 18 июля музей И.С. Тургенева отмечает день рождения Полины Виардо, друга, соратника и музы нашего великого земляка. В этот раз литературно-музыкальный вечер носил название «Россию сердце не забудет» (6+). И действительно, французская певица, композитор и музыкальный педагог многим обязана нашей стране: когда парижские театры не нуждались в ее услугах, а соперницы и критики травили ее, именно наше Отечество помогло «воплощению музыкального гения» утвердиться на сцене, поверить в себя и взойти на творческий Олимп.



«… это была волшебница»

В этот летний день гости музея многое узнали о нелегкой, но искрометной судьбе замечательного деятеля искусства, смогли познакомиться с ее репертуаром: автор сценария Людмила Балыкова приоткрыла завесу тайны над радостными и драматическими эпизодами судьбы «дамы Полины», певица Наталья Булгакова и концертмейстер Татьяна Григорьева блистательно воспроизвели ее репертуар, Рахим Рахманов был в этот вечер королем романса, а ведущие Алина Бабенкова и Антон Бушунов смогли создать необыкновенно теплую, душевную атмосферу дружеской встречи почитателей и ценителей истинного таланта.
Просто удивительно, как Россия помогает творческим людям поверить в себя и раскрыться в полной мере. Ведь если бы директор императорских театров А.М. Гедеонов не согласился принять мало известную певицу, хотя и сестру знаменитой Марии Малибран, на роль примадонны для исполнения главных женских партий в очередном сезоне, то петербургская публика была бы лишена несказанного эстетического удовольствия.
И в очередной раз в музее прозвучали слова поэта А.Н. Яхонтова, бывшего свидетелем этого блистательного дебюта: «По зале пробежала электрическая искра… Восторг не мог уже вместиться в огромной массе людей, жадно ловившей звуки этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело чувствами и мыслями, воображением молодых и старых, пылких и холодных, музыкантов и профанов, мужчин и женщин… Да, это была волшебница, и ее уста были прелестны». Восторги публики, лестные рецензии, всеобщее признание и поклонение не только не позволили Виардо почивать на лаврах, но и подтолкнули к активной творческой деятельности: она включила в «Севильского цирюльника» алябьевского «Соловья», на концертах отдавала предпочтение романсам Александра Варламова и Федора Толстого, дружески общалась с М.И. Глинкой, А.Г. Рубинштейном, А.Н. Верстовским, ввела в моду А.С. Даргомыжского.

Популяризатор русского искусства

Отдельной темой встречи стала роль Полины Виардо в популяризации творчества Глинки как основоположника национальной русской музыки на оперной сцене. Сейчас трудно в это поверить, но ни «Руслан и Людмила», ни «Жизнь за царя», ни проникновенные романсы не встретили интереса со стороны современников, и лишь совершенное исполнение французской дивы позволило разглядеть в них «превосходные произведения». Поистине нет пророка в своем Отечестве!
Безудержному темпераменту Виардо были близки и приятны восторги русской публики, поэтому неслучайно она называла Россию «своей второй родиной» и постоянно вспоминала о «неистовых петербургских овациях», противопоставляя их сдержанной реакции чопорной европейской аудитории. Но если внимание зрителей и слушателей после отъезда певицы рассеивалось, то чувства Тургенева к предмету своего обожания только крепли, поэтому он приложил все усилия для появления альбома романсов на стихи русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Тютчева, Фета. И так русская поэзия вошла в обиход европейцев благодаря талантливой музыке госпожи Виардо. Участники праздничного вечера с удивлением узнали, что и в России в 60–70-е годы XIX века вышло шесть альбомов с романсами Виардо на стихи русских поэтов, а в Баден-Бадене и Париже часто гостили русские друзья певицы, которая гордилась своими ученицами, нашими соотечественницами: Абариновой, Оболенской, Панаевой-Карцевой, Скобелевой, Горской, Левитон-Василевской и другими.
К сожалению, блистательные гастроли в нашей стране больше не повторились, а на предложение стать профессором Санкт-Петербургской консерватории певица, которой было почти 60 лет, ответила отказом. Но в сердце ее сохранились друзья минувших лет, рядом были близкие люди, на дни рождения съезжались родственники, ученицы, единомышленники…

Неизвестное письмо

И эта чудесная традиция сохранилась. И через 202 года в музее Тургенева слушали романсы и арии, которые когда-то исполняла любовь всей жизни нашего классика, угадывали авторов произведений, играли в фанты и даже стали свидетелями премьеры – стихотворения Антона Бушунова, написанного в жанре послания Тургенева своей музе и названного «Неизвестное письмо». Пусть оно же завершит и наше послесловие к празднику:

О, госпожа моя, целую Ваши руки!
Да не погаснет Ваш небесный ореол…
Что до меня, то я, измаявшись от скуки,
Заехал по делам в забытый мной Орел.

На улицах его – дождливая короста
(Как и в моей душе), но изо всех примет 

Есть дорогая мне – просторный перекресток.
Здесь на углу был дом, где я увидел свет…

И, кажется, был сад, но помнится двояко:
То приникал к земле, то в воздухе парил.
И просыпалась мать, и наш садовник Яков
Ей розу свежую торжественно дарил.

А дальше было все, случившееся с нами –
В сиянии столиц, на баденской земле
И в куртавнельских снах.
Но детство в старой раме
И тот забытый сад останутся в Орле…