Когда не нужны слова…

2019-06-06

Автор: Андрей Елисеев

В Год театра грех не посетить храм искусства. Вот и мне посчастливилось наконец-то попасть на премьерный спектакль Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева «Безмолвие» (режиссерский дебют Антона Карташева).



«Сон о крохотном счастье»

Инсценировка рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму», выполненная самим Антоном, обозначена как «сон о крохотном счастье». Ведь если не лукавить, не прятаться от себя настоящего, то для счастья, и правда, надо совсем немного. Любви! Наверное, ради любви и случился этот спектакль, ради и во имя Любви!

Потрясает музыкальное сопровождение спектакля (народные песни в современной обработке), задающее нужный тон каждой мизансцене; потрясает сам ритм всего действия, его исполинская мощь, которая сродни самому Герасиму. Получаешь наслаждение от каждого движения, жеста, дыхания актеров. Близость к зрителю (действие разворачивается на малой сцене театра) делает спектакль совсем личным. Все герои и их эмоции как на ладони, что повышает планку актерской игры. И надо признать, Антоном подобран великолепный ансамбль актеров, так что это еще и отличная командная работа!

Особенно пронзительны сцены взаимоотношений Герасима (Антон Карташев) с Татьяной и Муму (может, секрет в блестящей работе Ольги Карташевой, сыгравшей Татьяну и вдохнувшей жизнь в Муму). Слаженность игры Антона и Ольги – это даже не игра, это существование одного целого (как на сцене, так и в жизни). А появление в спектакле юного Матвея Карташева добавляет этой истории еще капельку нежности и чистоты, которой подчас так не хватает другим героям тургеневского рассказа, да и нам – взрослым – тоже.

До самого сердца

Поражает и завораживает самоотдача Антона, играющего Герасима (а ведь не забудьте, что это роль немого!). Безмолвен Герасим, но не бесстрастен. И если своей физической силой он привык управлять (недаром выполнял в деревне самую тяжелую работу), то обуздать внутреннюю свою мощь он не в состоянии. И словно ураган, мечется и мается во всей красе своей мужицкой природы. То, что не может выразить словами, выражает руками и кулаками! Обнажая могучий торс, обнажает и душу, но не грубую, как его мозолистые руки, а ранимую и кроткую. Которая дорожит, как сокровищем, выпавшими на ее долю крохами счастья и любви.

Думаю, эту постановку ждет счастливая сценическая судьба. Ведь если у Ивана Тургенева хватило слов, чтобы в небольшом рассказе поведать о главном (на то он и классик!), то у Антона Карташева нашлись прочие таланты, чтобы облечь слова в ту самую очень верную форму, доходящую до самого сердца.