Когда транспорт «поумнеет»?

2024-07-04

Автор: Доминика Черная, фото автора

К работе общественного транспорта в Орле всегда была масса претензий. На этот раз с жалобой на перевозки в администрацию города обратились жители Северного района. Был ли услышан чиновниками глас народа – читайте в материале «ОВ».



Красиво лишь на бумаге

Как было отмечено на прошлой неделе в ходе профильного заседания горсовета, Северный район сегодня обслуживает 141 единица транспорта, в том числе автобусы, ходящие по одиннадцати маршрутам и троллейбусы – по двум.
«Учитывая растущие микрорайоны по ул. Кузнецова, Раздольной, на маршруте №9 «Микрорайон «Зареченский – санаторий «Лесной» была организована работа 12 «ЛиАЗов» большой вместимости вместо «ПАЗов», – похвалился председатель комитета по организации транспортного обслуживания населения и связи администрации Орла Алексей Шалиманов, поспешив добавить, что «по многочисленным обращениям жителей организовано движение автобусов с осуществлением их заезда и остановки на кольце троллейбусного депо по Московскому шоссе, принято решение об организации движения общественного транспорта маршрута №27 по ул. Родзевича-Белевича…»
Орловцы же, пришедшие на заседание, добавили ложку дегтя в гладкие отчеты чиновника. Они жаловались на грязные салоны транспорта, отсутствие информационных табло с расписанием маршрутов, невозможность отследить маршрутки на интерактивных картах, сервисах и иных приложениях, несоблюдение водителями графика движения маршруток в вечернее время. Были возмущены «северяне» и регулярными перебоями с транспортом, идущим до ООО «ОСПАЗ», особенно в выходные дни.
Среди недостатков также обозначили и дефицит подвижного состава, беспересадочно идущего из Советского района в Северный и Железнодорожный и проходящего через ул. Михалицына. Из-за этого орловцы вынуждены или добираться с несколькими пересадками, платя больше, или в целях экономии идти пешком.
Послушав жалобы, городские парламентарии попросили профильных чиновников администрации Орла добавить маршруты общественного транспорта в Северный, а также обеспечить беспересадочное сообщение Советского района с другими через ул. Михалицына. Кроме того, потребовали усилить контроль за исполнением перевозчиками графика движения.
Это мелкие изменения. А на какие глобальные в ответ на свои жалобы на работу транспорта могут рассчитывать орловцы?

Миллионы в «интеллект»

Оказывается, в Орле грядет пятая, шестая и седьмая очереди реализации интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Тендер был запущен 20 июня. Согласно конкурсной документации, будущему подрядчику предстоит до 15 ноября следующего года провести работы по установке «умных» камер и светофоров и иных интеллектуальных дорожных «девайсов», чтобы сделать передвижение в городе более комфортным. Цена вопроса – 141,2 млн рублей.
Всего в этот проект заложено 360 млн рублей. Большая часть которых была освоена. Давайте вспомним, что уже, судя по докладам чиновников, было сделано… хотя бы на бумаге.
Итак, 80 млн рублей из орловского бюджета направили в начале реализации дорогостоящего проекта первому подрядчику – московскому ООО. Результатом стали оперативно-розыскные мероприятия, проведенные силовиками в октябре 2021-го в МКУ «Управление коммунальным хозяйством Орла», в ходе которых были изъяты документы. По ним намеревались отследить эффективность расходования средств.
Второй подрядчик соблазнивщийся 240 млн рублей, взялся за вторую, третью и четвертую очереди проекта по совершенствованию транспортной системы Орла. Стало ли лучше? Пока, судя по жалобам населения, едва ли (впрочем, возможно, коллектив «Вестника» ходит не теми тропками, где согласно договору установлены инновационные остановки и светофоры).
Кроме того, в рамках реализации этих очередей программы в 2022-м заместитель начальника управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации Орла обещал, что с помощью закупленных и установленных подрядчиком «датчиков подсчета пассажиропотока ГЛОНАСС и камер удастся корректировать количество общественного транспорта на определенных маршрутах – например, выпускать дополнительные единицы в час пик». Результат этой работы томящихся в ожидании транспорта на остановках, особенно в вечернее время, орловцев не особо удовлетворил.
Есть ли сегодня надежда, что к концу 2026-го движение по Орлу по итогам реализации еще трех очередей ИТС станет действительно «умным»? Или заявленные достижения так и останутся незаметными для горожан?
P.S. Свои оценки изменений в работе общественного транспорта и сопутствующих ему сфер (наличие табло, остановок, иных обещанных сервисов) в части реализации интеллектуальной транспортной схемы просим направлять на электронную почту «ОВ» или озвучить по телефону редакции.


Справка «ОВ»

360 млн рублей

стоит реализация проекта интеллектуальной транспортной системы в Орле.