Колесо судьбы

2021-12-08

Автор: Александр Воробьев

Продажи новых машин, как и взятые на их покупку кредиты, бьют рекорды, несмотря на дефицит авто у дилеров. Многие производители на фоне ажиотажного спроса заявили: новогодних акций и скидок не ждите, а вот очередное повышение цен – пожалуйста. «ОВ» проанализировал, что представляет собой сегодня авторынок.



В режиме ожидания

Еще пару лет назад в конце ноября – начале декабря, а к новогодним праздникам и подавно, заветный автомобиль можно было купить с традиционно хорошим дисконтом. Но не в 2021-м. Из-за затянувшегося дефицита, связанного с локдауном и остановкой производств, дилеры завершают год с пустыми складами. И снижать цены на пользующийся спросом легковой транспорт не намерены. Последствия пандемии до сих пор влияют на рынок: в наличии машин мало, в основном все «свежепроизведенное» уходит под заказ.
Откуда же возник такой рекордно растущий спрос? По оценкам аналитиков, россияне, в том числе жители Орловской области, кинулись скупать авто, во-первых, из-за опасений дальнейшего роста цен на машины, во-вторых, на фоне обесценивания рубля (а значит, удешевления накопленных сбережений) население перешло от модели сохранения денег под матрасом к системе вложения средств в реальные товары.
Анализируя первый фактор ажиотажного спроса, нельзя не отметить, что с 2014 года новые машины подорожали почти в два раза – на 90%. И если раньше стать владельцем иномарки можно было и за миллион рублей, то с начала 2021-го, по оценкам специалистов «Автостата», средняя цена новенького иностранного авто в «пустой» комплектации впервые превысила два миллиона рублей (+20%). Да что там импорт, если российская «Лада Веста» перешагнула рубеж в 1 745 600 рублей!
Прибавьте к этому тот факт, что многие дилеры, в том числе опрошенные «ОВ» орловские, отказались продавать машины без «допов», которые накручивают к цене от 100 тысяч рублей и выше. Так, с наступлением холодного сезона автосалоны стали «навязывать» зимний комплект резины, причем на более дорогих литых дисках.

И кредиты растут

Что касается автокредита, то его размер тоже вырос на 30%, но количество заемщиков от этого не уменьшилось, а находится на историческом максимуме, комментирует Артур Александрович, гендиректор Объединенного кредитного бюро (ОКБ). Это связано с тем, что быстрый рост стоимости машин привел к тому, что все меньшее число россиян может их купить на собственные средства. Также на фоне дефицита автомобилей салоны для максимизации своей прибыли стараются отдавать предпочтение покупателям, которые берут машину в кредит. В итоге сложилась необычная ситуация: автокредитование растет, несмотря на общее снижение продаж автомобилей в России.
Так, в первом полугодии 2021-го продано 870 749 автомобилей, что на 36,9% (или на 234 790 машин) выше аналогичного показателя за тот же период предыдущего года и на 5,1% больше по сравнению с первым полугодием 2019-го. Не спадает ажиотаж и к концу года.
По оценкам ОКБ, каждый предыдущий месяц 2021-го превышал по количеству выданных автокредитов показатель аналогичного месяца 2020 года. Немного на фоне пустых складов провис показатель в октябре.

А как у нас?

Вот и в Орловской области в октябре (данные за ноябрь пока не подведены) количество выданных займов выросло лишь на 3,4% по сравнению с сентябрем. За месяц жители региона купили в кредит 274 машины. Всего за январь-октябрь банки области выдали 2417 автокредитов. Это на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1998 кредитов). В итоге по количеству выданных автозаймов Орловщина заняла 51 место в стране.
Какие же машины берут орловцы в кредит? Самыми популярными моделями остаются Lada Granta. На второй позиции Lada Vesta, на третьей – корейская Kia Rio. В топ-5 также попали два представителя Hyundai – кроссовер Creta и седан Solaris.
За последние годы спрос на марки у орловских автозаемщиков не сильно поменялся, зато сменились характеристики самих кредитуемых. Как отметили «ОВ» представители региональных отделений банков, половина заемщиков – это орловцы в возрасте 30–45 лет. А вот остальной состав клиентов, обратившихся в банки, «стареет»: растет доля автолюбителей в возрасте 45–60 лет и «60 плюс».
Как отмечает портал «Банки.ру», связано это с более низкими рисками в сегменте клиентов предпенсионеров и пенсионеров. Обычно люди зрелого возраста лучше осуществляют накопления и готовы внести высокий первоначальный взнос по кредиту. Это напрямую влияет на желание банка кредитовать заемщика.

Прогноз не утешает

Так стоит ли приобретать авто сейчас или отложить покупку на потом в надежде на снижение цен? По оценкам экспертов, к концу года рост цен на новые автомобили может составить 4–5%, а в начале 2022-го еще прибавить 3–10%.
«Снижения цен на автомобили уже не будет. Цены будут расти, но плавно, пока не достигнут того предела, когда спрос совсем остановится. Никто из импортеров не знает высоту этой планки, а значит, все будут повышать цены до предела уровня спроса. На мой взгляд, по ряду брендов и моделей мы уже его перешагнули, – поделился с «Российской газетой» гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский, спрогнозировав, что в перспективе, когда автопроизводители смогут обеспечить дилеров нужным количеством машин, на рынок вернутся акции и скидки. – Скорее всего, после возобновления необходимых поставок рынок получит новый уровень балансирования, и мы вернемся к классической модели продаж со скидками и предложениями от дилеров и импортеров».
Но когда это произойдет, эксперты не уточняют. Поэтому ждать, что рынок очень скоро наполнится машинами, а предложение на нем превысит спрос, пока не приходится. Тем более что автопроизводители официально заявляют, что дефицит машин им выгоден. И, скорее всего, он будет поддерживаться ими, чтобы удержать высокие цены на свою продукцию.