Конкурс перевозчиков спровоцирует митинги?

2010-09-06

Автор: Ольга Захарова

Орловские маршрутчики бьют тревогу: конкурс на транспортное обслуживание города приведет к социальному взрыву. Частные перевозчики жалуются в контролирующие органы, пишут о том, что происходит в Орле, в федеральные структуры. Между тем, по слухам, мэр Виктор Сафьянов на днях подписал документ, в котором назначается новая дата проведения конкурса. Официально она пока не озвучивается. Но большая часть владельцев маршруток и водителей уже сейчас уверена: в этом отборе участвовать они не будут. Они пойдут митинговать.



Обжалованию подлежит

– Мы жаловались в Общественную приемную президента, в Федеральную антимонопольную службу, писали Путину – словом, во все федеральные структуры, – рассказывает руководитель Орловской региональной общественной организации пассажирских перевозчиков «Альтернатива» Игорь Бортников.

Последнее письмо было адресовано в областную прокуратуру. Назначена прокурорская проверка.

Чем же так недовольны бедолаги-предприниматели? Ведь обещанный конкурс, которого ждут уже, почти как в известной присказке, едва ли не три года, организуется и во благо их тоже. По крайней мере, так говорят чиновники, активно отстаивающие эту транспортную «реформу».

Напомним, хотя и очень коротко, в чем ее суть. По итогам конкурса в Орле должно остаться 308 из 600 автобусов (а вместе с так называемыми «нелегалами» 800), колесящих ныне по дорогам муниципального центра, – вот главный итог задуманного. По замыслу, все это приведет исключительно к упорядочению ситуации на городских дорогах: маршрутчикам, а заодно и прочим водителям, будет просторнее, пассажирам – комфортнее. В мэрии озвучили и норматив провоза пассажиров в автобусе: пять человек на квадратный метр площади. Ранее на страницах «ОВ» мы уже высказывали недоумение относительно подобной арифметики. Но, наверное, людям, наблюдающим за автобусами и маршрутками из окон персональных авто, виднее, кого и сколько.

Разногласия с законом

Уже после публикации первого в 2010 году постановления о проведении конкурса среди перевозчиков эти самые перевозчики нашли в его положениях массу нарушений, о которых не преминули сообщить в ФАС.

– Во-первых, нет никакой нормативно-правовой базы в отношении проведения этого конкурса. После принятия Устава автомобильного транспорта, вступившего в силу в 2008 году, организация пассажирских перевозок осуществляется на основании публичного договора. Второй основной документ, регламентирующий пассажирские перевозки, – Постановление «О пассажирских перевозках» №112, принятое в 2009 году. Ни в одном из этих документов ничего не сказано о конкурсе. Организуя конкурс, городская администрация ссылается в первую очередь на 131-й ФЗ. Но и там о нем ни слова, – комментирует Игорь Бортников. – В мае этого года я ездил к директору департамента государственной политики по пассажирскому транспорту Леониду Липсицу, разговаривал с ним. И он мне объяснил, что ни в одном другом регионе ничего подобного нет. Вообще подобный конкурс имеет место быть только в двух случаях: либо на вновь открываемые маршруты для определения того, кто их будет обслуживать, либо на основании ФЗ №94 на муниципальные нужды, то есть если данные маршруты каким-либо образом финансируются из бюджета города. В данном случае никакого финансирования нет.

ФАС отреагировал, обязав мэрию исправить недостатки. Но в июле вышло новое постановление о конкурсе, практически идентичное предыдущему. Перевозчики вновь написали в антимонопольную службу. Однако реакция федеральной структуры их удивила: оказывается, уже все в порядке. Следующее письмо из ассоциации «Альтернатива» ушло непосредственно Артемьеву: пусть разберутся на федеральном уровне.

Но разногласия с законом – далеко не все особенности предстоящего конкурса.

Учитесь ходить пешком

Обязательное условие – для начала изучить пассажиропоток – выполнено не было. Причем чиновники сами признаются в этом без стеснений и обиняков. Как выразился на одном из совещаний зам. мэра Владимир Бахтин: изучим после, а если что – скорректируем. А пока не пришел черед корректировки, чиновники решили, не мудрствуя лукаво, сократить не только маршрутки, но и маршруты. Процентов этак на 40.

В частности, как только конкурс состоится, согласно вновь принятому реестру будут ликвидированы два уникальных маршрута: №29 (переулок Бетонный – больница Боткина) и №37 (Карачевское шоссе – магазин «Звездный»). Примерно четыре тысячи человек, живущих в районе Бетонки, ежедневно должны будут преодолевать по два с половиной километра до ближайшей остановки, при том что там имеется разворотное кольцо и нормальные подъездные пути. Более того, предприниматели, работающие на этом маршруте, говорят, что он вполне рентабельный. Нелегкая доля достанется и жителям Карачевского шоссе и микрорайона Зареченский: в Северный район они смогут уехать только с пересадками, в целом же количество автобусов, обслуживающих этот район, при увеличении плотности населения, там проживающего, было сокращено в четыре раза.

Вторая сторона медали: предприниматели, работающие в данной сфере бизнеса, и непосредственно водители, – словом, те люди, которые при «благополучном» завершении дела пополнят армию безработных. Или нелегалов на дорогах, разобраться наконец с которыми отчасти и призван конкурс. По крайней мере, так это декларируется.

Люди, хорошо знающие ситуацию на рынке пассажирских перевозок в городе, рассказывают, что появление целой армии нелегалов стало следствием первого конкурса среди перевозчиков, проводившегося в Орле в 2007 году. Бороться с ними, по словам руководителя «Альтернативы» Игоря Бортникова, практически бесполезно.

– Люди выполняют лицензируемый вид деятельности. Так что, если на руках имеется лицензия, а мировые судьи принимают решение о штрафе, уже на уровне арбитражного суда решение мировых судей отменяется. Проведение конкурса только увеличит количество нелегалов, – убежден Игорь Исаакович.

«Специалисты некомпетентны»

Мы придем к тому, что снова будем по часу стоять на остановках и брать штурмом автобусы. А ограниченное количество перевозчиков, которые станут работать на ограниченном числе маршрутов, будут получать сверхприбыль.

В чем же дело? Почему чиновники не понимают очевидного? Или только кажется, что не понимают?

Весной этого года заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов, рассуждая на страницах профильной газеты о транспортном обслуживании в регионах, высказал интересную и вполне подходящую к сегодняшней ситуации в Орле мысль:

– Анализ положения дел с транспортным обслуживанием населения муниципальных образований, проведенный Ространснадзором в 2007-2009 годы, показал, что более чем в 60 процентах органов местного самоуправления специалисты, занимающиеся этими вопросами, некомпетентны. Они понятия не имеют, что необходимо делать обследование пассажиропотока, дорожных условий на маршрутах, что количество транспортных средств на них должно регламентироваться теми или иными документами мэрии или администрации района. Отсюда и качество: неритмично работает общественный транспорт, много нарушений правил дорожного движения, не соблюдаются требования безопасности при перевозке пассажиров. Договоры на обслуживание маршрутов заключаются не на 3-5 лет, а в пределах года. Поэтому и не уверены директора транспортных предприятий в завтрашнем дне, что сказывается на обновлении подвижного состав, модернизации материально-технической базы.

Ждем пикетов

98 предпринимателей, входящих в состав ассоциации «Альтернатива», уже подписали заявки на организацию пикета и митинга.

– Мы на этом не остановимся, будем отстаивать свои права, – уверяет руководитель ассоциации Игорь Бортников. – Те действия, которые сейчас проводятся, чем бы дело не завершилось, будут иметь плохие последствия. Рассмотрим первый вариант: допустим, все получилось, 500 автобусов выбросили на помойку, сожгли, предпринимателей отправили на биржу труда. Хорошо это или нет? Сразу скажу, это очень плохо. Пострадавшими окажутся и предприниматели, и население, потому что 308 автобусов не вывезут город, как бы кому того ни хотелось. И второй из двух возможных вариантов: конкурс провели, но половина предпринимателей не принимала в нем участия. В итоге произойдет то же, что и после первого конкурса (в 2007 году): вместо сокращения подвижного состава на улицах города будет его увеличение, число нелегалов однозначно возрастет. Наша организация, например, полностью перейдет в нелегалы. Мы на этот конкурс не пойдем. Потому что мы не можем участвовать в конкурсе, победитель которого ясен уже из конкурсной документации.